Метастазио

Метастазио в Энциклопедическом словаре:
Метастазио - (Metastasio) (наст. фам. Трапасси - Trapassi) Пьетро(1698-1782), итальянский поэт и драматург-либреттист. ''Стихотворения''(1718), идиллии, кантаты, канцонетты (сборники ''Свобода'', 1733;''Прощанье'', 1746). Сочинения по эстетике. На его либретто - оперы Г. Ф.Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, М. С. Березовского и др.

Значение слова Метастазио по словарю Брокгауза и Ефрона:
Метастазио (Pietro-Antonio-Domenico-Bonaventura Metastasio) — классический итальянский поэт (1698—1782), сын бедного ремесленника по имени Трапасси (Trapassi); еще десятилетним мальчиком обратил на себя талантливой импровизацией внимание известного правоведа Гравины, который дал ему средства для образования и побудил его перевести свою итальянскую фамилию на греческий язык. Сначала он пробовал свои силы в трагедии, но затем, по совету певицы Булгарини, обратился к лирической драме и стал писать либретто для опер. Его "Didone abbandonata", поставленная на сцене в 1724 г. в Неаполе, доставила ему известность. В 1729 г он получил от императора Карла VI сан придворного поэта, после чего переселился в Вену. Его оперы отличаются лирическим характером и гармоничностью стиха. Кроме того, он написал много кантат и перевел несколько сатир из Ювенала и Горация. Из 28 опер М. 17 переведены на русский язык (перечень их см. в "Словаре" Геннади). Из многочисленных изданий лучшие — парижское (1780—82) и мантуанское (1816—20). Ср. А. Hiller, "Ueber Metastasio u. seineWerke" (Лейпциг, 1786); Burney, "Memoirs of the life and writings of the abate Metastasio" (Л., 1796); Mussafia, "Pietro Metastasio" (В., 1882); Falconi, "P. Metastasio poeta alla corte di Carlo VI e di Maria Tereza" (там же, 1883); ст. в "Библиотеке для Чтения" (1841 г., т. XLVI). Переписку М. издал Кардуччи (Болонья, 1883).

Определение слова «Метастазио» по БСЭ:
Метастазио (Metastasio)
Пьетро (настоящая фамилия - Трапасси, Trapassi) (3.1.1698, Рим, - 12.4.1782, Вена), итальянский поэт и драматург-либреттист. С 1730 придворный поэт в Вене. Создал классические образцы оперного либретто в жанре оперы-сериа (см. Опера). Почти все композиторы 18 в., писавшие оперы на исторические и мифологические сюжеты, а также пасторали, серенады, кантаты, использовали тексты М., отмеченные возвышенностью художественных образов, тонкой передачей лирических состояний героев, поэтической изысканностью языка и композиционной стройностью. Среди его 27 оперных либретто (dramma per musica), неоднократно воплощённых в музыке:
«Покинутая Дидона» (1724), «Сирой, царь персидский» (1726), «Аэций» (1728), «Узнанная Семирамида», «Александр в Индии» (оба в 1729), «Артаксеркс» (1730), «Деметрий» (1731),
«Демофонт» (1733), «Милосердие Тита» (1734), «Узнанный Кир» (1736), «Фемистокл» (1736), «Антигон» (1743), «Царь-пастух» (1751).
Лит.: Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио, Собр. соч., т. 8, М., 1959; Russo L., Metastasio, Bari, 1921.

Метастаз    Метастазио    Метастазирование