Прототип

Значение слова Прототип по Ефремовой:
Прототип - 1. Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа.
2. Первоначальный вид, форма какого-л. органа или организма, из которого развились исторически последующие органы или организмы.
3. Кто или что-л., являющиеся предшественником, образцом последующего.

Значение слова Прототип по Ожегову:
Прототип - Реальное лицокак источник для создания художественного образа, героя

Прототип в Энциклопедическом словаре:
Прототип - (греч. prototypon - прообраз) - реальная личность, послужившаяавтору первообразом при создании художественного образа.

Значение слова Прототип по словарю синонимов:
Прототип - прообраз


первообраз

Значение слова Прототип по словарю Ушакова:
ПРОТОТИП, прототипа, м. (лит.). Первообраз, оригинал, первоначальный образец; действительное лицо, послужившее автору для создания литературного типа, а также литературный тип, образ, послуживший образцом для другого автора. См. (прото). Думают, что прототипом пушкинского Ленского был Кюхельбекер. Онегин - прототип Печорина. Прототипом Лопухина, героя "Что делать", считают известного физиолога Сеченова.

Значение слова Прототип по словарю Даля:
Прототип
м. греч. первообраз, начальный, основной образец, истинник. Прототипный, -типический, первообразный, первообразцовый.

Определение слова «Прототип» по БСЭ:
Прототип (от греч. protуtypon - прообраз)
реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека - героя произведения. Смысл и значение литературного героя неизмеримо шире непосредственной «натуры», воспроизводимой художником. Реальный человек, становясь предметом художественного изображения, преображается настолько, что перестаёт быть равным себе. П. героя Алеши Горшка в одноименном рассказе Л. Н. Толстого был юродивый яснополянский повар. Но, включаясь в реализацию художественной идеи, образ яснополянского
«полуидиота» развернулся в значительный, внутренне противоположный патриархально-смиренному Каратаеву (из «Войны и мира» Л. Н. Толстого) тип русского крестьянина, который проснулся от патриархальной спячки и видит мир в ореоле любви и счастья. Образ человека не только воспроизводит отдельные особенности П., не только отражает порожденный эпохой тип личности: он - осуществление новой личности, обретающей самостоятельное бытие. Этим объясняется его способность становиться
«прообразом» особой породы людей в самой жизни («тургеневские женщины») или П. для произведений др. эпохи (образ грибоедовского Молчалина в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина). Роль П. меняется в зависимости от направления и жанра. Максимальное
«равнение» на П. - в «документальной прозе»; однако и здесь остаётся содержательное различие между героем и П., выявляющее «личностную» точку зрения автора (например, «Как закалялась сталь» Н. Островского или очерковые повести А. Яшина, Е. Дороша и др.).
Лит.: Альтман М. С., Русские писатели и ученые в русской литературе XIX в., в сборнике: Н. А. Добролюбов. Статьи и материалы. Горький, 1965; Андроникова М. И., От прототипа к образу, М., 1974.
Е. П. Барышников.

Протосковать    Прототип    Прототрофы