Пищевые монополии

Определение «Пищевые монополии» по БСЭ:
Пищевые монополии - капиталистических стран. Основные отрасли пищевой промышленности капиталистических стран находятся под контролем небольшого числа монополий. В отличие от других отраслей, где наиболее крупные монополии как, правило, американские, первой П. м. по величине оборота является англо-нидерландская
«Юнилевер» (Unilever), второй - швейцарская «Нестле» (Nestlй Alimentana SA), за которыми следует ряд П. м. США. Высоко монополизирована пищевая промышленность США, особенно мясоконсервная и молочная, в Великобритании, Нидерландах и других странах Западной Европы - масложировая, чайная, кофейная, какао-шоколадная и др. отрасли, работающие на привозном сырье. П. м. монополизировали производство отдельных товаров не только в своих, но и в др. странах. Путём экспорта продукции и капитала они захватили мировые капиталистические рынки многих продовольственных товаров. Наибольшей внешнеэкономической экспансией отличаются
«Юнилевер» и «Нестле» и П. м. США - производители безалкогольных напитков («Кока-кола Ko» - Coca-Cola Со и др.). В бывших колониальных и зависимых странах П. м. монополизировали производство и заготовку отдельных видов ценного сырья. Американские П. м. господствуют в мясохладобойной промышленности Южной Америки,
«Юнайтед фрут» (United Fruit Со) - в странах Центральной Америки, где она владеет огромными плантациями бананов, кофе и сахарного тростника. Только от торговли бананами «Юнайтед фрут» получает до 600% прибыли на вложенный капитал.
Монополизировав производство продовольственных товаров, поддерживая монопольно высокие продажные цены на свою продукцию и крайне низкие закупочные цены на сырьё, П. м. эксплуатируют население.
Почти все П. м. длительное время специализировались на выпуске пищевых товаров одной группы - мясной, молочной, зерновой и т.п. В условиях научно-технической революции предприятия пищевой промышленности, как и др. традиционных отраслей, стали заметно отставать по темпам развития от новых прогрессивных отраслей промышленности (электроника и др.). В связи с острой межотраслевой конкуренцией П. м. начали усиленно диверсифицировать свою программу, проникая как в новые для них более прибыльные подотрасли пищевой промышленности, так и в др. отрасли производства и услуг. П. м. Западной Европы объединяют свои усилия, а также кооперируются с др. монополиями для завоевания рынков отдельных товаров или услуг. В 1971
«Юнилевер» и «Нестле» заключили договор о совместной деятельности по сбыту замороженных продуктов в Западной Европе, практически утвердив свой контроль над этим рынком. В 1970 «Нестле» подписала соглашение с монополией по ж.-д. перевозкам в Западную Европу о создании совместной сети ресторанов в странах континентальной Европы, Ближнего и Среднего Востока и Африки. В погоне за высокими прибылями П. м. идут на жульничество и обман, фальсифицируя продукты.
Англо-нидерландская П. м. «Юнилевер» - крупнейший производитель пищевых жиров в капиталистическом мире, где она контролирует свыше 40% производства маргарина и свыше 30% производства мыла. Перерабатывает 1/3 жиров и масел, поступающих на мировой рынок, владеет в США предприятиями по производству растворимого чая. Образовалась в результате слияния английского мыловаренного треста
«Левер бразерс» (возник в 1894) и нидерландского маргаринового треста «Маргарин юни» (1927). За сравнительно короткий срок распространила своё влияние на весь капиталистический мир, проникла в маслобойную, мыловаренную, пищевую, косметическую и другие отрасли промышленности США, Великобритании, Нидерландов, ФРГ, Франции и других стран. Быстрый рост монополии неразрывно связан с мировыми войнами и колониальной экспансией английского империализма. За годы 2-й мировой войны 1939-1945 её товарооборот более чем удвоился. Производственная программа
«Юнилевер» включает большое число пищевых (в 1972- 52% общих продаж) и др. товаров, контролирует более 600 компаний в 64 странах. Основные районы деятельности - Западная Европа (65% оборота), Америка (15%), Африка (14%). «Юнилевер» имеет около 200 предприятий, из которых в Западной Европе - 150. Её дочерняя фирма
«Юнайтед Африка» (United Africa) имеет широкую сеть плантаций (банановых, каучуковых, кокосовых и др.), промышленных и торговых предприятий почти в 20 странах Африки. «Юнилевер» возглавляют 2 формально независимые холдинг-компании -
«Юнилевер Н. В.» (Роттердам) и «Юнилевер Лтд.» (Лондон). «Юнилевер» тесно связан с крупнейшими монополистическими группами Нидерландов («Амстердамско-Роттердамский банк») и Великобритании («Мидленд Банк»).

Показатели деятельности ведущих пищевых монополий млн. долл. (1972).










Наименование монополийГод ос-ОборотАктивыСобст-ВаловаяЧисло
нованиявенныйприбыльзанятых,
капиталтыч. чел.
«Юнилевер»1929886446812299321І337,0
«Нестле»1866413032641702171І116,0
«Свифт энд ко»185532419364667933,6
«Крафтко»19233197124582620848,9
«Дженерал фудс»19222424159681924648,5
«Беатрис фудс»1924238493451916062,0
«Борден»18992193133372513746,7

1 Расположение по размеру оборота в убывающем порядке. І Чистая прибыль.
Швейцарская П. м. «Нестле» начала свою деятельность с производства сгущенного молока. Крупнейший производитель растворимого кофе, контролирует 30% рынка диетических продуктов ФРГ и 55% - Франции и Швейцарии, а также одну из крупнейших пивоваренных фирм ФРГ и одну из ведущих пищевых компаний Франции. В 1971 на молочные продукты приходилось 25% её оборота, на детское и диетическое питание - 7%, безалкогольные напитки, включая растворимый кофе, - 32%.
«Нестле» имеет (1973) 297 предприятий, в том числе 11 в Швейцарии, 132 в др. странах Западной Европы, 26 в США. 95% занятых у «Нестле» работает на её заграничных предприятиях. «Нестле» тесно связана с крупнейшими швейцарскими банками и с американским банком
«Морган Гаранти Траст Компани».
Крупнейший в мире трест мясохладобойной промышленности «Свифт энд К°» (Swift and Со) - 1-я П. м. США. Основной район её деятельности - США. Она монополизировала скупку и убой скота и переработку мяса в ряде штатов. «Свифт»
имеет предприятия также в Канаде и Великобритании. В 1971 на производство пищевых продуктов (мясо и мясопродукты, птица, молочные продукты, мороженое, пищевые жиры) приходилось 75% её продаж. Имеет около 170 предприятий. Входит в сферу влияния Чикагской финансовой группы.
«Крафтко» (Kraftco) - 1-я в США П. м. по производству молочных продуктов, на которые в 1972 приходилось 56% её продаж, и крупнейшая в мире по выпуску готовых к употреблению упакованных продуктов (35%). Выпускает также мороженое и замороженные десерты, химические товары, косметику, стеклотару. В конце 60-х гг. усилила внешнеэкономическую активность, основав производство маргарина и мороженого в Испании и Ирландии, сосисок - в Канаде, сыра - в Японии. На 25 предприятий
«Крафтко» за пределами США (в основном в странах Западной Европы) в 1972 приходилось 13% её продаж. Входит в сферу влияния нескольких финансовых групп США.
П. м. «Дженерал фудс» (General Foods Corp.) - одна из ведущих в мире производителей упакованных пищевых продуктов, 1-я в США П. м. по изготовлению растворимого кофе. Выпускает также различные напитки, десерты, бакалейные товары, эксплуатирует широкую сеть закусочных и ресторанов, в том числе самообслуживания, в США и Канаде. В начале 70-х гг. освоила производство химических и косметических товаров, игрушек и ряда др. товаров. В 1972 на её заграничные предприятия приходилось 25% продаж, в том числе на Канаду - 8%. Имеет свыше 70 предприятий, в том числе 34 за пределами США.
«Беатрис фудс» (Beatrice Foods Со) - 2-я в США П. м. по производству молочных продуктов. Одна из наиболее молодых и экспансионистских П. м. Только в 1970 она поглотила около 30 фирм. Её производственная программа включает 8 тыс. наименований, в том числе 600 молочных продуктов. В 1972 на пищевые товары и связанные с их производством и распределением услуги в США и др. странах приходилось около 75% её оборота. Имеет свыше 600 предприятий и складов-холодильников в США и 26 в др. странах.
«Борден» (Borden Со) занимает в США важные позиции в молочной промышленности, которая долгое время была основой её деятельности. С середине 60-х гг. проникает в новые для неё отрасли пищевой промышленности. Выпускает широкий ассортимент пищевых продуктов: сыры, хлебобулочные изделия, овощные и фруктовые консервы, растворимый кофе, замороженные продукты, сахар, минеральные воды и др. (в 1972-38% продаж), молочные продукты, химические товары для промышленности и сельского хозяйства. 80 предприятий
«Борден» в 25 странах дают 15% её оборота. В США ей принадлежит 170 предприятий.
И. А. Агаянц.

Пищевой центр    Пищевые монополии    Пищевые отходы