Штос

Значение слова Штос по Ефремовой:
Штос - Старинная азартная карточная игра.

Штос в Энциклопедическом словаре:
Штос - (Sto?) Фейт (польск. Вит Стош - Ствош, Stosz, Stwosz) (ок.1455-1533), немецкий и польский скульптор. Произведения Штоса знаменуютпереход от поздней готики к Возрождению. Резные деревянные алтари свыразительными раскрашенными статуями и рельефами (алтарь костела девыМарии в Кракове, 1477-89).

Значение слова Штос по словарю Ушакова:
ШТОС, ШТОСС, штоса, м. (нем. Stoss). Азартная карточная игра вроде банка. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Гоголь.

Определение слова «Штос» по БСЭ:
Штос (StoЯ)
Фейт [по-польски Стош или Ствош (Stosz, Stwosz) Вит] (ок. 1455, Хорб, Вюртемберг, - 1533, Нюрнберг), немецкий скульптор, живописец и гравёр, ознаменовавший своим творчеством переход от средневековья к Возрождению в немецкой и польской скульптуре. В 1477-96 работал преимущественно в Кракове. Из произв. Ш., созданных в Польше (надгробие Петра из Бнина, камень, ок. 1494, Кафедральный костёл, Влоцлавек, и др.), важнейшим является величественный алтарь костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477-89, см. илл.), сочетающий круглую деревянную скульптуру (в центральной части) с рельефом (на створках) и живописью (пейзажные фоны в рельефах). Праздничная полихромия пластики, богатство жизненных типов, драматическая сила чувств, подчёркнутая напряжённым ритмом складок одежд, ставят краковский алтарь Ш. в ряд лучших памятников европейской скульптуры. В 1496 Ш. вернулся в Нюрнберг, где преимущественно и работал впоследствии. Его произведения 1490 - 1520-х гг. (т. н. Мадонна из дома Ш., около 1499, Германский национальный музей, Нюрнберг; группа «Благовещение», 1517-18, в Лоренцкирхе в Нюрнберге; алтарь собора в Бамберге, 1520-23; все - дерево)
свидетельствуют об углублении ренессансных тенденций: более мягкой и плавной становится моделировка лиц, игра складок одежд и экспрессия жестов и поз гармоничнее выявляют пластику форм (помимо этого, мастер всё чаще отказывается от полихромии).
Лит.: Dettloff S., Wit Stosz, t. 1―2, Wroclaw, 1961; Lutze E., Veit Stoss, 4 Aufl., Mьnch., 1968.
Вит Стош. «Взятие Христа под стражу». Фрагмент алтаря костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477-89).

Штос Ф. «Моление о чаше». Песчаник. Национальный музей. Краков.

Штос Ф. «Благовещение». 1517-18. Лоренцкирхе. Нюрнберг.

Штос Ф. «Рождество Христово» (часть алтаря в Бамбергском соборе). 1520-23. Дерево.

Штос Ф. «Богоматерь с младенцем». Около 1500. Германский национальный музей. Нюрнберг.

Штос Ф. «Архангел Рафаил» (часть группы «Товий с ангелом»). Германский национальный музей. Нюрнберг. Дерево.

Штос Ф. Алтарь костёла Девы Марии в Кракове. 1477-89. Дерево.

Штос Ф. Голова апостола. Фрагмент алтаря костёла Девы Марии в Кракове. Дерево.

Штос Ф. Голова апостола. Фрагмент алтаря костёла Девы Марии в Кракове. Дерево.

Шторный    Штос    Штоф