Игра

Значение слова Игра по Ефремовой:
Игра - 1. Занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. // Какой-л. вид, способ такого занятия, основанный на определенных условиях, подчиненный определенным правилам.
2. Игра - набор предметов для такого рода занятия.
3. перен. Преднамеренный ряд действий, поступков и т.п., преследующих определенную - обычно неблаговидную - цель; интриги, тайные замыслы.
4. Действие по знач. глаг.: играть (4).
5. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений.
6. Сценическое исполнение роли.
7. Исполнение музыкального произведения на одном или нескольких инструментах.
8. перен. Блеск, сверкание, сияние. // Движение пузырьков газа, свойственное некоторым винам, шипучим напиткам. 9. перен. Живость, разнообразие проявления мысли, воображения, чувства и т.п. // Выразительная изменчивость (лица, глаз, голоса и т.п.).

Игра в Энциклопедическом словаре:
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в еерезультатах, а в самом процессе. В истории человеческого обществапереплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана соспортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно егоисполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении иразвитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненнымситуациям. Свойственна также высшим животным.

Значение слова Игра по Психологическому словарю:
Игра - Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности - . Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью

Определение слова «Игра» по БСЭ:
Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. И. свойственны и высшим животным. И. изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В математической игр теории И. определяется как математическая модель конфликтной ситуации. Происхождение И. связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, «Письма без адреса»).
Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии «болельщиков» на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов «взрослого» мира).
Особая психическая установка играющего который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу
«...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетическая связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (например, в теории синкретического первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и «действа» А. Н. Веселовского).
И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством - решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения. Однако между И. и искусством имеется существенное отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством И. является наличие системы правил поведения.
Ю. М. Лотман.
В психологии первая фундаментальная концепция И. была развита немецким философом и психологом К. Гросом (1899): в И. животных он видел предварительное приспособление («предупражнение») инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на И. как проявление «избытка сил».
Существенной поправкой к учению Гроса явилась теория австрийского психолога К. Бюлера о «функциональном удовольствии» как внутренней субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голландский зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача З. Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.
В советской психологии был развит подход к И. как к социально-историческому явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В частности, Игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.
Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54-64; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971; Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele des Menschen, Jena, 1899; Bьhler К., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929; Buytendijk F. J., Wesen und Sinn des Spiels, В., 1934; Huizinga J., Homo ludens, L., 1949. См. также лит. при ст. Игры детские.
И. Б. Даунис.


Игра - посёлок городского типа, центр Игринского района Удмуртской АССР, на р. Лоза (бассейна Вятки). Железнодорожная станция в 92 км к С. от Ижевска. Узел автодорог. 15 тыс. жителей (1970). Леспромхоз, комбинат строительных деталей, заводы домостроительный и молочный, мясокомбинат.

Игр Теория    Игра    Игра Антагонистическая