Уайтхед

Уайтхед в Энциклопедическом словаре:
Уайтхед - (Whitehead) Алфред Норт (1861-1947) - англо-американскийматематик, логик и философ, представитель неореализма. С сер. 1920-х гг.развил ''философскую космологию'', родственную платонизму. Автор (совместнос Б. Расселом) основополагающего труда по математической логике ''Основанияматематики'' (т.1-3, 1910-13).

Определение слова «Уайтхед» по БСЭ:
Уайтхед (Whitehead)
Алфред Норт (15.2.1861, Рамсгит, Кент, - 30.12.1947, Кембридж, Массачусетс), английский математик, логик и философ. Профессор математики и механики в Кембридже и Лондоне (с 1914), профессор философии в Гарвардском университете США (1924-37). Член Британской академии (1931). Совместно к Б. Расселом У. - основатель логицистической школы в философии математики (см. Логицизм), соавтор
«Principia mathematica» (v. 1-3, 1910-13) - книги, которая в значительной степени определила последующее развитие математической логики. Философская эволюция У. протекала в рамках Неореализма. В философских воззрениях У. выступает стремление к связи и согласованию философии с естественнонаучными открытиями 19-20 вв. В первый период своего творчества (до середины 20-х гг.) У. ставит задачу преодоления так называемого удвоения природы, пытаясь представить природу как единство
«событий» - «элементарных факторов чувственного опыта» и объектов - «непреходящих элементов в природе», устойчивой стороны преходящих, текучих событий. Такая картина мира позволяет, по мысли У., понять природу как
«процесс» и совместить утверждение, что природа независима от мысли, с утверждением о тождественности природы и опыта. Второй период творчества У. связан с переходом его к объективному идеализму, родственному платонизму. У. исходит из онтологического принципа: всё существующее должно являться частью опыта - индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в целом. Мировой процесс понимается как
«опыт бога», в котором осуществляется переход «вечных объектов» из идеального мира в физический, обеспечивающий качественную определённость «действительных событий» (которые есть процессы опыта, индивидуальные акты). Поскольку
«событие» имеет временной характер и постоянно изменяется, оно органично. Поэтому понятие материи, по У., подлежит замене понятием организма: «наука... становится изучением организмов». Для социологических взглядов У. характерны признание идей движущими силами общества и абсолютизация роли личностей в истории.
Соч.: An enquiry concerning the principles of natural knowledge, Camb., 1919; The concept of nature. Camo., 1920: Science and the modern world, N. Y., 1926; Religion in the making, Camb., 1926; Process and reality, N. Y., 1960; Modes of thought, N. Y., 1938; Essays in science and philosophy, N. Y., 1947; Ahttology, N. Y., 1953; Adventures of ideas, N. Y., 1959; в рус. пер.- Введение в математику, СПБ. 1915.
Лит.: Френкел Г., Злоключения идей, пер. с англ., М., 1959; Богомолова С., Неореализм и спекулятивная философия (А. Н. Уайтхед), в сборнике: Современный объективный идеализм, М., 1963; его же, Английская буржуазная философия XX века, М., 1973, гл. 4,5; его же, Буржуазная философия США XX века, М., 1974, гл. 5; Хилл Т. И., Современная теория познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 9; Philosophy of A. N. Whitehead, ed. by P. Schilpp, Evanston, 1941; Lawrence N., Whiteheads philosophical development, Berk.- Los Ang., 1956; Mays W., The philosophy of Whitehead, N. Y., 1962; Jordan М., New shapes of reality. Aspects of A. N. Whiteheads philosophy, L., [1968] (лит.).
А. С. Богомолов.

Уайтфильд    Уайтхед    Уайтхорс