Вазопись

Значение слова Вазопись по Ефремовой:
Вазопись - Роспись керамических сосудов, ваз.

Определение слова «Вазопись» по БСЭ:
Вазопись - античная, роспись античных керамических сосудов. Получила развитие ещё в крито-микенском искусстве (см. Эгейская культура); вазы «камарес» (20-18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17-16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20-16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд. Строже по композиции росписи ваз
«дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14-12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.
Особого совершенства достигает В. в древнегреческом искусстве; В. даёт некоторое представление о почти не сохранившейся до настоящего времени древнегреческой живописи. Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже - непрочными
«акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой. Композиция росписи органично подчиняется форме сосудов; линейный ритм росписей отличается изысканностью и динамикой. В истории развития греческой В. отмечается такая последовательность: субмикенская В., опирающаяся на позднемикенскую традицию (1-я половина 11 в. до н. э.; орнамент состоит из кругов, волнистых линий, треугольников); протогеометрический стиль (2-я половина 11 - 10 вв. до н. э.); Геометрический стиль (9-8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы);
«ковровый стиль» (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной В. (чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная В.
«строгого стиля» (последняя четверть 6 в. - начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в В.
«свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для В. конца 5-4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность
(«роскошный стиль» - росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда. Кроме собственно Греции, В. процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. находилась В. этрусков. В 3-2 вв. до н. э. для греческой В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты. О росписи сосудов др. стран и эпох см. в ст. Керамика.
Лит.: Вальдгауер О., Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных расписных ваз, СПБ, 1914; Максимова М. И., Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916; Блаватский В. Д., История античной расписной керамики, М., 1953; Pfuhl Е., Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd 1-3,
Mьnch., 1923; Buschor E., Griechische Vasen, Mьnch., 1940; Beaz1ey J. D., Attic red-figure vase-painters, Oxf., 1942; его же, Attic black-figure vase-painters, Oxf., 1956; Himmelmann-Wildschьtz N., Erzдhiung und Figur in der archaischen Kunst, Mainz - Wiesbaden, 1967.
Евтимид. «Пир». Фрагмент росписи амфоры. Конец 6 - нач. 5 вв. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.

Евфроний (?). «Пелика с ласточкой». Конец 6 - нач. 5 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Вазописец Клеофрада. «Менада в экстазе». Фрагмент росписи амфоры с Дионисом. Конец 6 - нач. 5 вв. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.

Мастерская Евфрония. «Девушка, направляющаяся к купальне». Роспись килика. Конец 6 - нач. 5 вв. до н. э. Королевские музеи искусства и истории. Брюссель.

Голова коня. Фрагмент амфоры из Велапидезы. Ок. 550 до н. э. Национальный археологический музей. Афины.

Вазописец Брига. «Последствия симпосия». Роспись внутренней стороны килика «Симпосий». 1-я треть 5 в. до н. э. Музей Мартина Вагнера. Вюрцбург.

Эксекий. «Мемнон с негром». Фрагмент росписи амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Британский музей. Лондон.

Дурис. «Эос с телом Мемнона». Роспись килика. 1-я треть 5 в. до н. э. Лувр. Париж.

Эксекий. «Аякс с телом Ахилла». Роспись амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.

Пифос «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион.

Ваза с тюльпаном из Филакопи. Середина 2-го тыс. до н. э. Археологический музей. Ираклион.

Амфора «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион.

«Девушка у гробницы». Фрагмент росписи белого лекифа. 3-я четв. 5 в. до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.

Ваза «камарес». Около 1800 до н. э. Археологический музей. Ираклион.

Родосская ойнохоя «коврового стиля». 650-625 до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.

Псевдоамфора из Керамика. Субмикенский период. 1-я пол. 11 в. до н. э. Музей Керамика. Афины.

«Надгробный плач». Фрагмент росписи дипилонской амфоры. Середина 8 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины.

Амфора из Керамика. Протогеометрический период. 2-я пол. 11 в - 10 в. до н. э. Музей Керамика. Афины.

Вазон    Вазопись    Вазопрессин