Дюкенуа

Значение слова Дюкенуа по словарю Брокгауза и Ефрона:
Дюкенуа (Франсуа Du Quesnoy, 1594 — 1646, прозванный в Италии иль Фиамминго — Фламандец), — нидерландский скульптор, один из лучших мастеров нач. XVII ст. по части статуй. Образовался под руководством вначале своего отца в Брюсселе, а потом Н. Пуссена в Риме. Соперничая с знаменитым Бернини, произвел во втором из названных городов довольно много работ, отличающихся простотою, выразительностью и благородством. В особенности хорошо воспроизводил детскую наивность и невинность, как, например, в известной фигуре брюссельского фонтана: "Маннекен-Пис" или в детских фигурах надгробного памятника Адриана Юрейбюрга в церкви Санта-Мариа-делль-Анима в Риме. Кроме этих произведений, лучшими скульптурами Д. считаются: колоссальная статуя апостола Андрея под куполом Петровского собора в Риме и статуя св. Сусанны (1636) в церкви Лореттской Богоматери там же. А. С—в.

Определение слова «Дюкенуа» по БСЭ:
Дюкенуа (Duquesnoy)
семья фламандских скульпторов 17 в., представителей Барокко. Хиеронимус (Жером) Д. (до 1570-1641, Брюссель) - автор фонтанной статуи мальчика «Маннекен-Пис» в Брюсселе (бронза, 1619). Хиеронимус (Жером) Д. Младший (1602, Брюссель, - 28.9.1654, Гент), сын предыдущего, - автор гробницы епископа А. Триста (мрамор, 1643-54, собор св. Бавона, Гент). Наиболее известен Франсуа Д. (1594, Брюссель, - 12.7.1643, Ливорно, Италия), брат предыдущего. С 1618 жил главным образом в Риме. Восприняв в кругу Л. Бернини патетику и размах
«большого стиля» (гигантская статуя св. Андрея, мрамор, 1640, собор св. Петра, Рим), соединял их (под влиянием Н. Пуссена) с чертами классицизма. В детских фигурках сохранял традиции фламандского реализма.
Лит.: Fransolet М., Franзois Du Quesnoy, Brux., 1942.
Х. Дюкенуа Младший. Гробница епископа А. Триста. Мрамор. 1643-54. Собор св. Бавона. Гент. (Фигурки ангелов выполнены Ф. Дюкенуа).

Дюкен    Дюкенуа    Дюкер, дворянский род