Екатерининская железная дорога
Значение слова Екатерининская железная дорога по словарю Брокгауза и Ефрона:
Екатерининская железная дорога (казенная) — Е. железная дорога во многих отношениях имеет то же назначение, что и Донецкая (см.), т. е., проходя по местности, богатой каменным углем и железной рудой, перевозит их к большим городам и станциям соседних железных дорог. Валовой и чистый доход Е. дороги гораздо больше, чем Донецкой, средний пробег грузов малой скорости — почти втрое больше, (237 верст против 85). Е. железная дорога имеет протяжение в 472 версты и состоит из двух линий, имеющих общее направление с запада на восток. Первая соединяет станцию Долинскую Харьково-Николаевской железной дороги (тоже казенной) с городом Екатеринославом и рекой Днепр. Вторая отделяется от этого города лишь небольшой ветвью Лозово-Севастопольской железной дороги (от Екатеринослава до Синельникова) и затем идет от последней станции до станции Харцизской Курско - Харьково-Азовской железной дороги. Главная выгода Е. железной дороги, в сравнении с Донецкой, состоит в том, что она проходит у большого города и большой судоходной реки. В Екатеринославе со времени постройки дороги сильно развилась промышленность и основаны, между прочим, два больших чугунных и железных завода. Руду они получают с Криворожских копей, находящихся на западной ветви Е. железной дороги, а топливо — с восточной ветви той же дороги. Криворожская руда идет и на заводы по Донецкой железной дороге. Е. железная дорога, посредством Харьково-Николаевской, соединена с одним из лучших портов Черного моря. Постройка Е. железной дороги была решена летом 1880 г.; спешная постройка дороги должна была дать заработок пострадавшим от неурожая крестьянам Екатеринославской губернии, но земляные работы были исполнены смоленскими и витебскими землекопами, а не местными жителями, непривычными к этому делу. Благодаря спешному началу дела западный участок вышел слишком длинен и извилист, что вредно отражается на перевозимых грузах. Пассажирское движение сравнительно очень мало. Состояние основных капиталов (в 1890 г .):
Первоначальная величина капитала, руб. | металлических | 24448185 |
кредитных | 4042193 |
Гарантированный по ним доход, руб. | металлических | 1019147 |
кредитных | 202110 |
Валовой доход: Сумма | 5924321 |
На версту дороги | 12552 |
Чистый доход: Сумма | 2686578 |
На версту дороги | 5692 |
B % от валового дохода | 45 |
Движение и выручка: Число перевезенных платных пассажиров | 422412 |
Средний пробег одного платного пассажира | 83 верст |
Общая выручка с перевозки всех платных пассажиров | 342557 руб. |
Общая выручка со всех перевозов большой скорости | 396749 руб. |
Общее количество пудов грузов, перевезенных по тарифам малой скорости попудно и повагонно | 132383707 |
Общее количество пудоверст, пройденных грузами малой скорости | 31431307133 |
Средний пробег 1 пуда груза малой скорости вообще | 237 верст |
Общая выручка с перевоза груза малой скорости попудно и повагонно | 4898644 руб. |
Главные товары (в тыс. пуд.) | 1888 г. | 1891 г. |
Пшеница | 6354 | 6879 |
Другие хлеба, мука и крупа | 6322 | 4297 |
Всех земледельческих продуктов | 13963 | 12003 |
Железо, сталь, чугун не в деле | 1351 | 5394 |
Рельсы и др. железные изделия | 823 | 4278 |
Строевой лес | 7091 | 5930 |
Руда | 9620 | 26967 |
Соль | 4364 | 5806 |
Каменный уголь | 25571 | 62762 |
Следовательно, в 3 года количество перевозимого
железа и др. металлов не в деле возросло
вчетверо, изделий —
впятеро, руды и каменного угля — в 2
1/
2 раза. Это указывает на быстрое
развитие каменноугольной и железной
промышленности в районе дороги.
А. В.
Екатеринентальские маяки
Екатерининская железная дорога
Екатерининская, бухта Архангельской губернии