Федотова

Федотова в Энциклопедическом словаре:
Федотова - Гликерия Николаевна (1846-1925) - российская актриса, педагог,народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). Ведущая актрисаМалого театра (1863-1905). Играла в пьесах А. Н. Островского (Катерина -''Гроза'' и др.) и У. Шекспира (Беатриче - ''Много шума из ничего'', Катарина- ''Укрощение строптивой'' и др.).

Значение слова Федотова по словарю Брокгауза и Ефрона:
Федотова (Гликерия Николаевна) — артистка московского императорского театра. Родилась в Орле, в 1846 г.; воспитывалась в московском театральном училище, куда она поступила под фамилией Позняковой; сперва училась балетным танцам и участвовала в балете, но вскоре вполне отдалась драме, под руководством И. В. Самарина. 16 лет она с выдающимся успехом дебютировала на сцене московского Малого театра в ком. Боборыкина "Ребенок" (1862), и была принята в труппу. Через год вышла замуж за артиста той же труппы, Федотова. К ней перешла большая часть первых драматических ролей и она сразу стала одной из первых артисток труппы и любимицей публики. Труппа московского Малого театра еще хранила традиции, унаследованные от таких директоров как Какошкин и Загоскин, от такого актера как Щепкин: Ф. еще и его самого застала в живых. Труппа насчитывала много артистов не только высокодаровитых, но и серьезно относившихся к своему делу. Среди них крепло и совершенствовалось дарование Ф. Репертуар того времени также был для нее благоприятен; остатки прошлого соединялись в нем с правдивыми проявлениями новизны. Время мелодрамы, романтической драмы и водевиля, процветавших в первой половине XIX в., только что миновало, оставив артистке несколько выдающихся классических ролей европейской литературы (в "Гамлете", "Лире", "Разбойниках", "Свадьбе Фигаро" и др.). Наступило время новое: вслед за Гоголем и Грибоедовым выступили Островский и его последователи, вносившие на сцену жизненную правду, освобождавшие художество от всякой ходульности. Роли прежнего времени (даже худшие из них) давали Ф. сценическую школу и заботливую кабинетную разработку, роли нового времени — правдивый материал, взятый прямо из повседневной жизни, который она могла разрабатывать по личным наблюдениям во всех деталях. Такое счастливое сочетание обстоятельств, при таланте артистки и ее горячей любви к своему призванию, дало ее творчеству замечательное разнообразие. В первое десятилетие Ф. несла на себе весь репертуар первых молодых женских ролей; редкая пьеса обходилась без ее участия. Ей принадлежит почин исполнения в пьесах Островского ("Гроза", "На бойком месте", "Василиса Мелентьева", "Горячее сердце", "Лес", "Бесприданница", "Без вины виноватые"), А. Потехина ("Мишура", "Шуба овечья", "Виноватая"), Писемского ("Ваал"), Ник. Потехина ("Мертвая петля", "Нищие духом"), Аверкиева ("Каширская старина"), Антропова ("Блуждающие огни"), Крылова ("В осадном положении", "Змей Горыныч", "В духе времени"), Шпажинского ("Майорша", "Чародейка"), Суворина и Буренина ("Медея") и мн. др. Репертуар ролей в пьесах современных ей писателей не помешал Ф. продолжать разработку и классических ролей (Леди Милфорт, королева Елизавета, Клеопатра), менявшихся сообразно с годами артистки и ее сценической опытностью. Особенность исполнения Ф. заключается в необыкновенно тщательной отделке малейших деталей роли, что, при замечательной добросовестности к работе, иногда даже вредило ее творчеству, но иногда доводило его и до виртуозности поразительной ("Укрощение строптивой", "Много шуму из ничего" и др.). Эти свойства игры Ф. делают ее по преимуществу замечательной актрисой в комедиях, в которых иногда она не имеет соперниц. Многочисленные поездки артистки на гастроли в Петербург и во все большие города России упрочили ее известность и вне ставшего ей родным города Москвы.

Определение слова «Федотова» по БСЭ:
Федотова - Гликерия Николаевна [10(22).5.1846, Орёл, - 27.2.1925, Москва], русская актриса, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). С 1858 выступала на сцене Малого театра; по окончании Московского театрального училища, в 1863 зачислена в труппу, 1-я значительная роль - Верочка
(«Ребёнок» Боборыкина). Играла драматические, лирические, бытовые и салонные роли. Лучшие образы создала в произведениях А. Н. Островского и У. Шекспира. Героини Ф. отличались энергией, волевой устремлённостью. В пьесах Островского исполнила 29 ролей, из которых самая значительная - Катерина
(«Гроза», 1863; исполняла её в течение 35 лет); среди других - Василиса («Василиса Мелентьева», 1868, роль написана специально для Ф.), Параша («Горячее сердце», 1869), Лариса («Бесприданница», 1878), Кручинина
(«Без вины виноватые», 1884), Лидия (1870) и Чебоксарова-мать (1893) в пьесе «Бешеные деньги». В пьесах Шекспира играла: Беатриче («Много шума из ничего», 1865), Изабеллу («Мера за меру», 1868), Катарину
(«Укрощение строптивой», 1871), Порцию («Венецианский купец», 1877), леди Макбет («Макбет», 1890). Огромный талант Ф. высоко ценил К. С. Станиславский, отмечавший артистизм, блестящее виртуозное мастерство её исполнения, умение проникнуть в духовную сущность персонажа (см. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39). Ф. помогала своим партнёрам, являясь фактически режиссёром спектакля, в котором участвовала. Всегда откликаясь на подлинно новое в искусстве, она поддерживала А. П. Ленского в его начинаниях, К. С. Станиславского в период его работы в Обществе искусства и литературы, горячо приветствовала первые шаги Московского Художественного театра. Много гастролируя, Ф. оказала значительное влияние на театры провинции. С 1885 вела педагогическую работу. С 1905, из-за болезни оставив сцену, занималась только преподавательской деятельностью. В 1912 по случаю 50-летия своей сценической деятельности на юбилейном спектакле выступила в роли Царицы Марфы
(«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского).
Лит.: Гоян Г., Гликерия Федотова. Жизнь и творчество великой русской артистки, М. - Л., 1940.
Г. Н. Федотова в роли Катерины («Гроза» А. Н. Островского).

Г. Н. Федотова.

Федотов    Федотова    Федотова Коса