Федотов

Федотов в Энциклопедическом словаре:
Федотов - Георгий Петрович (1886-1951) - российский религиозный мыслитель,историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православногобогословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовнойакадемии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала ''Новый град'' (1931-39).В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русскойкультуры и истории, место России между Востоком и Западом, основныекультурно-исторические типы русского человека (''Святые Древней Руси'',''Русское религиозное сознание'', т. 1-2, сборник статей ''Лицо России'' идр.).


Григорий Иванович (1916-57) - российский спортсмен (футбол),заслуженный мастер спорта (1940). Чемпион СССР (1946-48). В 1964 учрежденпереходящий приз имени Федотова для самой результативной командычемпионата СССР по футболу (с 1992 - России).
Леонид Гаврилович (1847-94) - российский изобретатель, специалиств области взрывчатых веществ. Один из авторов проекта первого в Россиипироксилинового завода, пущенного в 1881. Создал конструкцию ручнойпироксилиновой гранаты. В 1890-91 вместе с Д. И. Менделеевым и И. М.Чельцовым участвовал в разработке бездымного пороха для русского флота.
Павел Андреевич (1815-52) - российский живописец и рисовальщик.Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию (''Свежий кавалер'',1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической Россиисочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни (''Сватовство майора'',1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченностичеловека (''Анкор, еще анкор!'', 1851-52).
Павел Андреевич Сергей Александрович (р. 1931) -российский ученый, академик РАН (1992). Труды по сейсмичности Земли идолгосрочным сейсмическим прогнозам, а также по вулканологии.
Александр Васильевич (1932-84) - заслуженный летчик-испытательСССР (1966), генерал-майор авиации (1983), Герой Советского Союза (1966),мастер спорта международного класса (1976). Испытания ряда опытныхсверхзвуковых самолетов, в т. ч. МиГ-21, Е-266. Мировой рекордсмен -высота полета 37 650 м (1977). Ленинская премия (1981). Погиб прииспытании самолета.

Определение слова «Федотов» по БСЭ:
Федотов - Григорий Иванович [11(24).4.1916, поселок Глухово, ныне Ногинского района Московской области, - 8.12.1957, Москва], советский спортсмен-футболист, заслуженный мастер спорта (1940), тренер, офицер Советской Армии. В конце 30-х-40-х гг. один из лучших футболистов Европы, с именем которого связано становление сов. школы футбола. Чемпион СССР в 1946-48 (в составе команды ЦСКА). В 1964 ЦСКА учрежден переходящий приз им. Ф. для самой результативной (забившей наибольшее количество мячей) команды очередного чемпионата СССР по футболу. Именем Ф. назван символический футбольный клуб, в который зачисляются нападающие команд высшей лиги, забившие в первенствах СССР свыше 100 голов. Награжден двумя орденами, а также медалями.
Соч.: Записки футболиста, [М.], 1952.
Лит.: Ланщиков А., Рыцарь зелёного поля, в сборнике: Спортсмены, М., 1973.


Федотов - Павел Андреевич [22.6(4.7).1815, Москва, - 14(26).11.1852, Петербург], русский живописец и график, родоначальник критического реализма в рус. изобразительном искусстве. Учился в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в Финляндском полку в Петербурге. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества (до середины 1840-х гг.) Ф. относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1844-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Ф. впервые сформулировал программу критического реализма. В зрелый период творчества (до конца 1840-х гг.) Ф. перешёл к работе масляными красками, создал серию картин
(«Свежий кавалер», 1846, «Разборчивая невеста», 1847, «Сватовство майора», 1848, все - Третьяковская галерея, Москва), в которых приходит к новой системе развёртывания сюжета, обогащенного конфликтом и временным единством действия, отказывается от карикатурности, соединяет критический пафос с поэтическим представлением о мире, добивается гармонической композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Ф. сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их в раёшном духе на выставках. Лучшие живописные портреты Ф. - небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством
(«Е. Г. Флуг», около 1850, «Н. П. Жданович», 1849, оба - Русский музей, Ленинград). В рисунках Ф. достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно-критического содержания. В конце 1840-х гг. к Ф. пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Ф. (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Ф. создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем
(«Вдовушка», 1851-52, «Анкор, ещё анкор!», 1851-52, обе - Третьяковская галерея, «Игроки», 1852, Киевский государственный музей русского искусства). Незначительный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передавая безысходность человеческой жизни в условиях николаевского режима. Используя контрасты светотени, разрушая локальную живописную систему, Ф. обретает живописное единство, эквивалентное образной идее. Творческое наследие Ф. сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19 в.
Лит.: Дружинин А., Воспоминание о русском художнике П. А. Федотове, «Современник», 1853, №2; Лещинский Я. Д., П. А. Федотов - художник и поэт, Л. - М., 1946; Леонтьева Г. К., П. А. Федотов. Основные проблемы творчества, Л. - М., 1962; Сарабьянов Д. В., П. А. Федотов, [М., 1969]; его же, П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века, М., 1973.
В. Сарабьянов.
П. А. Федотов. Этюд к картине «Игроки». 1851-52. Итальянский карандаш, мел. Русский музей. Ленинград.

Федотов П. А. «Кухарка с блюдом в руках». 1848. Рисунок. Русский музей, Ленинград.

Федотов П. А. «Молодой человек с бутербродом». 1849. Рисунок. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов П. А. «Вдовушка». 1851-52 Русский музей, Ленинград.

Федотов П. А. «Игроки». 1852. Киевский государственный музей русского искусства.

Федотов П. А. «Сватовство майора». 1848. Фрагмент. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов П. А. «Разборчивая невеста». 1847. Фрагмент. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов П. А. «Магазин». 1844. Сепия. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов П. А. «Кончина Фиделки». 1844. Сепия. Русский музей, Ленинград.

Федотов П. А. «Крестины». 1847. Тушь. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов П. А. «Свежий кавалер». 1846. Третьяковская галерея, Москва.

П. А. Федотов. «Анкор, ещё анкор!». 1851-52. Третьяковская галерея. Москва.

П. А. Федотов.
Федотов - Сергей Александрович (р. 19.3.1931, Ленинград), советский геофизик, член-корреспондент АН СССР (1970). В 1953 окончил МГУ. В 1957-71 работал в институте физики Земли АН СССР им. О. Ю. Шмидта. С 1971 директор института вулканологии Дальневосточного научного центра АН СССР, вице-президент Международной ассоциации вулканологии и химии недр Земли (1975). Основные труды по изучению глубинного строения и сейсмичности Земли, свойств мантии, механизма глубинной магматической и вулканической деятельности, долгосрочному сейсмическому прогнозу. Награжден орденом Октябрьской Революции.
Соч.: О сейсмическом цикле, возможности количественного сейсмического районирования и долгосрочном сейсмическом прогнозе, в кн.: Сейсмическое районирование СССР, М., 1968; О связи вулканов с тихоокеанским фокальным слоем, механизме подъёма магм и возможном положении мантийных областей питания вулканов, в кн.: Геодинамика, магмообразование и вулканизм, Петропавловск-Камчатский, 1974.

Федосова    Федотов    Федотова