Ге

Значение слова Ге по Ефремовой:
Ге - Употр. при выражении радости, удивления и т.п. (обычно с повторением).

Ге в Энциклопедическом словаре:
Ге - Николай Николаевич Б - в египетской мифологии божество земли иплодородия, один из гелиопольской Эннеады богов. В ''Текстах пирамид''выступает как воплощение подземного мира и бог Дуата, принимающий участиев суде Осириса над умершими.


Николай Николаевич (1831-94) - российский живописец. Один изоснователей Товарищества передвижников. Психологические портреты (''А. И.Герцен'', 1867 и др.), исторические картины (''Петр I допрашивает царевичаАлексея'', 1871 и др.), экспрессивные, драматические композиции нарелигиозно-этические темы (''Что есть истина?'', 1890).

Значение слова Ге по словарю Ушакова:
ГЕ
нёскл., ср. название буквы "г", название соответствующего звука и др. значения, ср. а 1.

Определение слова «Ге» по БСЭ:
Ге - Николай Николаевич [15(27).2.1831, Воронеж, - 1(13).6.1894, хутор Ивановский, ныне им. Т. Г. Шевченко Черниговской обл.], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850-57) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии (1857-63). В 1857-59 работал в Риме, в 1860-69 во Флоренции. Жил в Петербурге (с 1870) и на хуторе в Черниговской губернии (с 1876). В ранний период испытал влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Уже в 1860-е гг. творчество Ге отличается новизной трактовки традиционных для академического искусства евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем
(«Тайная вечеря», 1863, Русский музей, Ленинград; «Вестники воскресения», 1867, Третьяковская галерея). Возвратившись из Италии, Ге сближается с передовыми художниками (член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок). В поисках темы большого гражданственного звучания Ге обращается к исторической живописи. В картине
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея) Ге раскрывает столкновение двух противоборствующих исторических сил, правдиво передаёт движение чувств, внутреннюю жизнь действующих лиц. С начала 1880-х гг. Ге возвращается к евангельским темам; наполняя цикл картин о страданиях Христа религиозно-этическими идеями, во многом близкими взглядам Л. Н. Толстого, Ге обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи
(«Что есть истина?", 1890, и «Голгофа», 1893, обе - в Третьяковской галерее). В этих отмеченных глубоким драматизмом картинах, исполненных в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени, значительную роль играет изображение духовных и физических страданий человека
(«Распятие», 1892, 1894). Для портретов, исполненных Ге, характерны большая простота и строгость цветовых и композиционных решений, стремление передать богатство и сложность духовной жизни человека (портреты А. И. Герцена, 1867, и Л. Н. Толстого, 1884, - оба в Третьяковской галерее).
Соч.: Жизнь художника 60-х годов, «Северный вестник», 1893, кн. 3; Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка, М. - Л., 1930.
Лит.: Альбом художественных произведений Н. Н. Ге, М. - СПБ, 1903; Стасов В. В., Н. Н. Ге..., М., 1904; История русского искусства, т. 9, кн. 1, М., 1965, с. 217-59; Зограф Н., Н. Н. Ге, [Л., 1968]; Н. Н. Ге. 1831-1894. Выставка произведений. Каталог, [М., 1969].
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871. Третьяковская галерея. Москва.

«"Что есть истина?" Христос и Пилат». 1890. Третьяковская галерея. Москва.

Портрет Н. И. Петрункевич. 1893. Третьяковская галерея. Москва.

Н. Н. Ге.

Гдыня    Ге    Геба