Глареан

Глареан в Энциклопедическом словаре:
Глареан - (Glareanus ) (наст. имя и фам. Генрих Лорис - Loris) (1488-1563),швейцарский музыкальный теоретик, ученый-гуманист. Труды в различныхобластях науки и искусства, работы по теории музыки, в т. ч. ''Додекахорд''(''Двенадцатиструнник'', 1519-39; обосновал существование 12 диатоническихладов в музыкальной практике).

Значение слова Глареан по словарю Брокгауза и Ефрона:
Глареан (Heinrich Glareanus, собств. Лоритти) — гуманист, поэт и музыкант, р. в 1488 г. в кант. Гларус, † в 1563 г. Увенчанный, в качестве поэта, императором Максимилианом I, он вместе с Рейхлином боролся против обскурантов, и вначале принимал участие в реформационном движении; но предпочтение вопросов религии изучению классицизма заставило его относиться недоброжелательно к Реформации, и когда новое учение одержало верх в Базеле, где Г. преподавал классические языки, он вместе с Эразмом переселился в Фрейбург, где в 1529—60 г. был проф. поэзии и истории. Написал: "Helvetiae descriptio" (Баз., 1514); "Isagoge in musicen" (1516); "De geographia" (1527) , "Chronologia in omnes T. Livii decadas" (1531); "Annotationes in omnes quae exstant Livii decadas" (1540); "Dodecachordon" (1547). Ср. Schreiber, "H. Loritti" (1837) и Wolf, "Biographie z. Kulturgeschichte d. Schweiz" (1858).

Определение слова «Глареан» по БСЭ:
Глареан - Глареанус (псевдоним; настоящее имя и фамилия Генрих Лорис; Loris, Loritus, Loriti) (июнь 1488, Моллис, кантон Гларус, - 28.3.1563, Фрейбург), швейцарский учёный-гуманист, музыкальный теоретик, педагог. С 1506 учился в Кельнском университете, с 1510 магистр искусств. Преподавал в университетах Базеля (в 1514 и с 1522) и Парижа (1517-22). С 1529 профессор поэтики во Фрейбурге. Г. был широко образованным учёным. Его статьи о музыке оказали значительное влияние на развитие музыкальной теории и являются важным источником для современных исследователей музыки. Главный музыкальный трактат Г. -
«Додекахордон» («Двенадцатиструнник», 1547). Г. расширил ладовую систему, присоединив к 8 средневековым церковным ладам 4 новых лада. В установленной им ладовой системе он выделил 2 главных лада - ионийский (мажор) и эолийский (минор), получивших большое распространение в музыкальной практике (особенно народной), но не признававшихся консервативными музыкантами. Развил эту систему итальянский композитор и музыкальный учёный эпохи Возрождения Дж. Царлино.

Гланды    Глареан    Глас