Глас

Значение слова Глас по Ефремовой:
Глас - 1. Вид лада в церковной музыке. // Напев, входящий в систему церковного пения.
2. устар. То же, что: голос (1,3,6).

Глас в Энциклопедическом словаре:
Глас - (греч. echos) - в древнерусском церковном пении ладово-мелодическиймодус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, помелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовалисистему осмогласия.

Значение слова Глас по словарю Ушакова:
ГЛАС, гласа, м. 1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). Все природы голоса сливались тут, не раздался... лишь человека глас. Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий). 2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.

Значение слова Глас по словарю Даля:
Глас
м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр. | Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих

Значение слова Глас по словарю Брокгауза и Ефрона:
Глас (церк.-слав.) — в техническом смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом Г. главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта). Правосл. греко-российская црк. приняла от греческой восемь Г. или муз. ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием. Во всех нотных и ненотных богослужебных книгах Г. обозначаются в заголовке первыми по счету славянскими цифрами. Г. распадается на две четверицы (тетрахорд) — верхнюю и нижнюю. Восемь Г. првсл. црк. схожи с восемью церковными ладами зап. црк., которые основаны на греческих ладах. Эти лады следующие: дорийский от до ré, фригийский — от mi до mi, лидийский — от fa до fa, миксолидийский — от sol до sol (на фортепиано все эти лады состоят только из белых клавишей, взятых под ряд). Эти четыре лада называются амвросианскими, или аутентическими. Св. Григорий Двоеслов к этим четырем ладам прибавил еще четыре, из которых каждые отстоят на чистую кварту вниз от первоначальных. Эти лады носят название григорианских, или плагальных. Их греческие названия те же, но только с присоединением слова гипо: гиподорийский — от la до la, гипофригийский — от si до si, гиполидийский — от do до do, гипомиксолидийский — от до . Св. Иоанн Дамаскин в своем октоихе надписал, над текстом, нотными знаками (крюками), песнопения, с соблюдением требований Г. В настоящем своем виде октоих содержит мелодии не одного Дамаскина, но и других песнопевцев. Под словом осмогласие не следует подразумевать хор, положенный на восемь голосов. Оно обозначает пение церковных мелодий, написанных сообразно требованиям церковных ладов, или Г. См. Разумовского, "Церковное пение в России" (М., 1867). Н. Соловьев.

Определение слова «Глас» по БСЭ:
Глас (старославянское слово, то же, что голос)
1) в византийском и римско-католическом церковном пении различные диатонические лады, каждый из которых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия. 2) В древнерусском церковном пении Г. - сумма различных диатонических полевок в объёме Трихордов и Тетрахордов. Понятие господствующего и конечного тонов рус. Г. несвойственно, и различия между Г. рус. восьмигласия определяются входящими в них попевками, т. е. краткими мелодическими оборотами небольшого диапазона.
Н. Д. Успенский.

Глареан    Глас    Гласбреннер