Комиссаржевская

Комиссаржевская в Энциклопедическом словаре:
Комиссаржевская - Вера Федоровна (1864-1910) - актриса. Дочь Ф. П.Комиссаржевского. Работала в провинции, в Александринском театре, в 1904создала свой театр современного репертуара, позднее - символистскойориентации. Игре Комиссаржевской свойственны нервная порывистость,тревожный лиризм. Роли: Лариса (''Бесприданница'' А. Н. Островского), Нора(''Кукольный дом'' Г. Ибсена), Беатриса (''Сестра Беатриса'' М. Метерлинка).

Определение слова «Комиссаржевская» по БСЭ:
Комиссаржевская - Вера Федоровна [27.10(8.11).1864, Петербург, - 10(23).2.1910, Ташкент], русская актриса. Дочь Ф. П. Комиссаржевского. Брала уроки сценического искусства у В. Н. Давыдова. В сезоне 1888-89 дебютировала на любительской сцене в Петербурге; в 1890-1891 выступала в Москве в спектаклях Общества искусства и литературы (Бетси - «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, и др.).
Работала в труппе Н. Н. Синельникова в Новочеркасске, К. Н. Незлобина в Вильнюсе. С успехом играла в комедиях и водевилях с пением. Драматический талант актрисы проявился в пьесах Г. Зудермана (Рози - «Бой бабочек»),
А. Н. Островского (Лариса - «Бесприданница») и др. Приглашенная в 1896 в петербургский Александрийский театр, К. стала ярчайшей выразительницей новых художественных устремлений своего времени. Её мятежное, проникнутое поисками нравственного идеала искусство отражало настроения и чаяния предреволюционных лет. Этапной для артистического развития К. и всего русского театра стала роль Нины Заречной в пьесе
«Чайка» А. П. Чехова (1896). В К., игра которой отличалась особой драматической глубиной, трепетностью, тонкостью, Чехов увидел родственного себе художника, владеющего новыми средствами сценической выразительности. Стремясь утвердить свою актёрскую тему - тему протеста и активного вмешательства в жизнь, К. мечтает о создании театра передового современного репертуара. В 1902 она оставляет Александрийский театр и после двухлетних гастролей в провинции открывает в 1904 в Петербурге свой театр (см. Комиссаржевской театр). Здесь она с огромным подъёмом выступает в пьесах М. Горького (Варвара Михайловна - «Дачники», Лиза - «Дети солнца»),
драмах Г. Ибсена (Нора - «Кукольный дом»), утверждая своим искусством ценность человеческой личности, отвергая пошлость буржуазной морали. К. становится любимой актрисой демократической интеллигенции. Она организует концерты (выступала с чтением «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике» Горького, и др.),
сборы с которых отдаёт на нужды революционных кружков, на помощь студенческому движению. Поиски в области условного символистского театра, осуществлявшиеся К. вместе с В. Э. Мейерхольдом в 1906-07, привели к острому противоречию между режиссёром и актрисой (новой значительной работой К. стала только роль Беатрисы - «Сестра Беатриса» М. Метерлинка).
После разрыва с Мейерхольдом К. гастролировала в Северной Америке (1908), затем по городам России (1908-10). Несмотря на успех этих гастролей, для неё наступает период сомнений, метаний, отчаяния. Состояние современного театра её не удовлетворяет. В 1909 К. принимает решение оставить сцену и отдать себя делу воспитания нового актёра, созданию нового театра через школу-студию. Не успев приступить к осуществлению своих замыслов, К. умерла во время гастрольной поездки от чёрной оспы.
Лит.: Марков П., В. Ф. Комиссаржевская, М., 1950; В. Ф. Комиссаржевская. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы, Л.- М., 1964; О Комиссаржевской. Забытое и новое. Воспоминания. Статьи. Письма, М., 1965; Дубнова Е., М. Горький и театр В. Ф. Комиссаржевской, в кн.: Горьковские чтения. К 100-летию со дня рождения писателя, М., 1968; Рыбакова Ю., Комиссаржевская, [Л., 1971].
Т. М. Родина.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы («Бесприданница» А. Н. Островского).

В. Ф. Комиссаржевская в роли Нины Заречной («Чайка» А. П. Чехова).

В. Ф. Комиссаржевская.

Комиссар Аварийный    Комиссаржевская    Комиссаржевский