Конопницкая

Конопницкая в Энциклопедическом словаре:
Конопницкая - (Konopnicka) Мария (1842-1910) - польская писательница. Стихии новеллы о жизни деревни и городской бедноты. Поэма о судьбахкрестьян-эмигрантов ''Пан Бальтцер в Бразилии'' (полное издание 1910)отмечена революционными настроениями.

Значение слова Конопницкая по словарю Брокгауза и Ефрона:
Конопницкая (Мария) — одна из популярнейших современных польских писательниц; родилась в 1846 г.; в 1883 г. стала редактировать в Варшаве журнал "Swit"; примыкает к передовому движению в польской литературе, возникшему в 70-х гг. Воспитанная на произведениях романтиков, польских и французских, К. первоначально вносила в свою поэзию мечтательную тоску по идеалу, которую нашла у своих учителей, между прочим — у Словацкого. Свои сомнения и недоумения К. выражает в форме вопросов, на которые, однако, нигде не находит вожделенного ответа (стих. "Nie dziwsię"). Тщетно ищет она проблесков света — перед ней густой мрак, освещаемый только искрами, загорающимися от столкновения мыслей в ее мозгу; повсюду видит она только слезы, слышит рыдания, проклятия, жизни, с ее безжалостной неразгаданностью. Поэтесса задает вопросы самой себе, обществу, целому миру, Богу — во что же верить, куда идти, что делать. Таково содержание большей части ранних произведений К. К числу наименее удачных и по мысли, и по художественности формы произведений К. следует отнести и те стихотворения ее, в которых неясная для самого автора мысль ищет своего выражения в образах старины ("Wstęp", "Klaudia", "Tarcza Scypiona"), а также пьесы военного характера ("Gr ü nwald", "Opowiadanie rannego" и пр.). Гораздо выше стоят небольшие лирич. стихотворения, "Piosnki i piesni", а также некоторые стихотворения на народные мотивы ("Na fujarce", "Z łą k i pó l", "Wieczorne piesni") и небольшие лирические стихотворения, посвященные описанию красот родной природы ("W g ó rach"). Даже эти красоты наводят К. на грустные размышления; неотступно преследует ее мысль о горькой людской доле. Гордые вершины гор напоминают ей немногих избранников судьбы на земле — людей богатых и знатных; они застыли в своей белизне, замерли в своем гранитном величии, но все же не они — сердце горы; они только замораживают весеннее дыхание облаков, несущих земле живительную влагу. С волнением и скорбью спрашивает К., зачем же горам нужны эти блестящие вершины ("Na szczytach"). В дальнейших стихотворениях К. демократическая струя становится все более и более заметна. В стихотворении "Fragment" автор пытается объяснить жалобы нашего времени на низменность идеалов и общую апатию отсутствием вдохновенных певцов, которые могли бы своей энергичной песнью двинуть малодушных и сомневающихся на грозный бой с неправдой. Когда найдется такой певец, его песни воодушевят миллионы сердец. К такой цели, по-видимому, и стремится К. в позднейших своих произведениях; ее поэзия, пройдя все стадии разочарования и сомнения, приобретает, наконец, своеобразный характер. Это — красноречивый, восторженный призыв к борьбе за идею, за право. Положение родного края безотрадное, всюду нищета, потрясающие душу несчастья; но еще не все погибло, народ жив; под толстым слоем могильного пепла тлеет искра жизни; нужно только раздуть ее в великое пламя, нужно бичевать слабодушие и тупость трусов, и обличать всех тех, кто спрятался в глухом углу развалившегося дома, чтобы ничего не видеть и не слышать. Заключая в себе удручающие картины человеческой пошлости и апатии, стихотворения К. не доходят, однако, до полного отчаяния или пессимизма. Автор не теряет надежды на лучшее будущее и старается вдохнуть эту надежду в сердца колеблющихся. Задача поэта и в том, чтобы вызвать сочувствие к угнетенной массе, невнимание к которой было источником стольких несчастий родины. К. бичует шляхту за ее равнодушие к интересам массы; в теплых и сердечных стихотворениях изображает она положение народа, страдания его и его детей ("Na progu", "Obrazki", "Czy zginie chłopskie serce" и дp.). При всей искренности народнического настроения К., она несвободна от сентиментальности в изображении народной жизни (напр. в "Chł opskie serce", "Z łąk i pol" и пр.). К числу недостатков нужно также отнести склонность ее к риторике, которую она заимствовала у Виктора Гюго и других французских романтиков. В последнее время К. дала целый ряд небольших очерков беллетристического характера, собранных в двух книжках: "Moi znajomi" (Варшава, 1890) и "Na drodże" (Краков, 1893). Лучшие из них: "Banasiowa", "Jozek Srokacz", "W Wimarskim forcie". Большинству очерков не достает основательного знакомства с жизнью. К. известна и как писательница для детей: она дала тексты для пяти детских книжек с рисунками ("Ksiązki Obrazkowe", 1890—91). Совершенно особняком стоят отрывки из трех драм: "Z przeszłosci" (1880), вызвавшие бурю негодования в клерикальном лагере. Героиней одного отрывка является женщина-философ Гипатия, гибнущая в борьбе за свободу мысли; в двух других изображены Галилей и медик Везалий, похищавший трупы для научных изысканий. Стихотворения К. выдержали несколько изданий; последние: "Poezye. Serya pierwsza" (3 изд., Варшава, 1888); "Poezye. Serya druga" (Варш., 1883); "Poezye. Serya trzecia" (Варш., 1887). Кроме того, есть сборник избранных стихотворений К.: "Wyb ó r poezyi", изд. в Кракове в 1890 г. Стихотворения К. стали переводиться на русский яз. только в последнее время. Лучшие переводы принадлежат М. Гербановскому: "Ясь не дождался" ("Русск. Мысль", 1893, № 12); "Без крова" ("Вестник Европы", 1894, № 3) и А. Колтоновскому (ib. 1894, № 7). Ее "Ультимус" перев. в "Русском Богатстве" (1889, № 9). Ср. В. Мякотин, "Мария К." ("Русская Мысль", 1892, № 4). К. А — н.

Определение слова «Конопницкая» по БСЭ:
Конопницкая (Konopnicka)
Мария (23.5.1842, Сувалки, - 8.10.1910, Львов), польская писательница. Из семьи юриста. Получила домашнее образование. В 1876 начала публиковать цикл стихов «В горах», высоко оцененный Г. Сенкевичем. Основная. тема творчества К.- жизнь деревенской и городской бедноты, проповедь служения народу - звучит уже в первой её книге стихов
«Поэзия» (т. 1, 1881), а также в сборниках рассказов «Четыре новеллы» (1888) и «Мои знакомые» (1890). сборники стихов «Поэзия» (т. 2, 1883; т. 3, 1886) основаны на фольклорных мотивах и поэтике, особенно циклы
«На свирели», «С лугов и полей», «Из хаты», «По росе», «Слёзы и песни». С 1890 К. жила за границей, в 1902 поселилась в Галиции. В её поэзии 90-х гг. усиливаются патриотические мотивы, переплетающиеся с настроениями тоски по родине, получает развитие философская лирика (сборники стихов «Поэзия», т. 4, 1896, «Линии и звуки», 1897, и др.).
В прозе К. углубляется раскрытие общественных конфликтов, психологических характеристика персонажей, писательница обращается к жизни городского пролетариата, к истории польского национально-освободительного движения: сборники рассказов
«На дороге» (1893), «Новеллы» (1897), «На Нормандском берегу» (1904), очерки «Люди и вещи» (1898). Творчество К. завершается эпической поэмой «Пан Бальцер в Бразилии» (1892-1906, полное издание 1910) о судьбах польских крестьян-эмигрантов, отражающей революционные настроения крестьянства. К.- один из крупнейших мастеров польской реалистической литературы.
Соч.: Pisma wybrane, t. 1-7, Warsz., 1951-52; Nowele, 2 wyd., t. 1-2, Warsz., 1967; Poezje, 2 wyd., Warsz., 1967; в рус. Пер. - Собр. соч., т. 1-4, М., 1959.
Лит.: Пиотровская А. Г., Мария Конопницкая, в кн.: История польской литературы, т. 1, М., 1968; Brodzka А., М. Konopnicka, 3 wyd., Warsz., 1965; Szczepańska J., Maria Konopnicka. Poradnik bibliograficzny, 2 wyd., Warsz., 1965.
В. А. Хорев.

Конопляный    Конопницкая    Коносамент