Лаг

Значение слова Лаг по Ефремовой:
Лаг - 1. Навигационный прибор для определения скорости хода судна или пройденного им расстояния.
2. Борт судна (при определении положения судна относительно волны, другого судна и т.п.).

Значение слова Лаг по Ожегову:
Лаг - Прибор для определения скорости хода судна и пройденного им расстояния

Лаг в Энциклопедическом словаре:
Лаг - (от нидерл. log) - 1) прибор для определения скорости судна ипройденного им расстояния. Различают механические (вертушка с лопастями,буксируемая на тросе) и гидравлические (измеряют возникающий при ходесудна динамический напор воды). 2) лаг гидроакустический -гидроакустическая станция для определения скорости судна относительноморского дна (абсолютной скорости) и угла сноса судна.


(от англ. lag - запаздывание) (временной лаг) - показатель, отражающийотставание или опережение во времени одного явления по сравнению с другими(напр., в экономике время от момента вложения средств до получения отдачи).

Значение слова Лаг по морскому словарю:
Лаг - прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.

Значение слова Лаг по словарю Ушакова:
ЛАГ
лага, м. (гол. laag) (мор.). 1. Морской инструмент, определяющий при погружении в воду скорость движения судна. Ручной лага. Бросить лага. 2. Борт судна. Палить всем лагом (стрелять из орудий какой-н. стороны судна).

Значение слова Лаг по словарю Даля:
Лаг
м. морск. одна сторона, бок корабля, относительно к пушкам; палить лагом, из всех орудий одной стороны. | Относительно к водяным бочкам: слой, ряд. | Снаряд для измеренья скорости судна: деревянный треугольничек бросается стойком в воду, на бечевке, размеренной на узлы (1/120 морской мили); сколько их выйдет в 30-ти секундную склянку (песочные часы в 1/120 часа), столько миль судно бежит в час. Лаговый, к лагу относящ. Лаглинь, тонкая бечевка, на которой кидается лаг.

Значение слова Лаг по словарю Брокгауза и Ефрона:
Лагприбор для определения скорости корабля. Простейшего устройства Л. состоит из деревянного прямоугольного сектора, радиусом около 15 см. В дуге сектора врезывается свинцовая пластинка такой величины, чтобы сектор углублялся в воду почти до 2/3 своей высоты. К вершине сектора приплеснивается конец тонкой веревки около 100 саж. длины, называемый лаглинем, а к остальным двум концам сектора привязываются веревочки, соединяющиеся с лаглинем на таком расстоянии от сектора, чтобы при вертикальном положении сектора и вытянутом лаглине последний имел горизонтальное положение. Такой сектор, брошенный за борт судна, остается в воде неподвижным, а по мере удаления от него судна травят лаглинь и по длине вытравленного за борт лаглиня в 15 или 30 секунд судят о скорости корабля. Чтобы эту скорость получать прямо в узлах (см. Узел), т. е. в морских милях в час, лаглинь имеет марки, устройство которых (у моряков разбивка лаглиня) делается следующим образом. Отмерив от сектора по длине лаглиня 2 или 1 1/2 длины судна ввязывают в него кусок флагдука, а затем через каждые 48 футов длины, кончик 1-й с одним, 2-й с двумя узелками и т. д., причем расстояние между каждыми такими кончиками делится еще на 4 части. Кончики настолько длинны и узелки такой величины, что можно в темноте ощупью определить какая марка окажется в руке или ближайшая к ней в момент задержания лаглиня. Сектор бросают с кормы с подветренной стороны и травят свободно лаглинь; когда заметят, что флагдук на лаглине выходит за борт, поворачивают 30 0 склянку (см. Склянка) или же пускают в ход секундный счетчик; когда вытечет склянка или же по счетчику пройдет 30 с, задерживают лаглинь, тогда число узелков на марке, соответствующей задержанной части лаглиня, покажет скорость корабля в морских милях в час. Описанный Л. теперь редко употребляется. В настоящее время самый распространенный Л. Уокера, показывающий переплытое кораблем расстояние за данное время. Основную часть Л. составляет цилиндрическая металлическая трубка с винтовыми крыльями, наз. пером, и соединяющаяся посредством особого, тугоплетеного лаглиня длиной 40 саж. с металлической коробкой (счетчик), заключающей в себе систему зубчаток и циферблат со стрелками. На окружности циферблата сделаны деления, обозначающие морские мили. Коробка с циферблатом укрепляется на борте корабля в корме, а перо бросается за борт; вращение пера, вследствие хода корабля, передается стрелкам циферблата и по последнему определяется переплытое расстояние в морских милях. Лаглинь должен быть так сделан, чтобы он не обнаруживал кручения, иначе действия Л. будут неправильны. Для правильной передачи вращения пера счетчику лаглинь соединяется не прямо с коробкой, а помощью небольшого колеса, так сказать маховика. Каждая миля отмечается ударом звонка внутри счетчика. При скоростях, превышающих 16 узлов, перо иногда выскакивает из воды и потому для весьма быстроходных судов в последнее время предложен Л. с двойной вертушкой системы Робинзона, изобретенный Флерье. Коробка с вертушкой буксируется посредством лаглиня в воде на расстоянии от кормы корабля по крайней мере равном длине последнего и, благодаря своей тяжести, на такой глубине, что при самых больших скоростях не выходит из воды. Лаглинь делается из линя ок. 60 мм. в окружности, из четырех прядей, из которых одна заменена проводником. На судне в любом месте устанавливается батарея из 12 элементов Лекланше, электрический звонок и замыкатель. Если последним замкнуть ток, то через каждые 24 оборота вертушки произойдет удар звонка и по числу этих ударов в известное число секунд определяется скорость корабля по особой табличке, которая вычисляется для данного типа вертушки при помощи сравнительных наблюдений на пробной миле. И. Ш.

Определение слова «Лаг» по БСЭ:
Лаг (от голл. log)
1) навигационный прибор для измерения скорости хода судна и пройденного расстояния. 2) Положение судна бортом к ветру, волне, причалу и т. п. Например, «стать Л. к волне» означает - стать бортом к волне, «ошвартоваться Л.»
- пристать бортом к др. судну и т. п.

Лавчушка    Лаг    Лагарп