Марло

Марло в Энциклопедическом словаре:
Марло - (Marlowe) Кристофер (1564-93) - английский драматург. Освобождениеличности от аскетической средневековой морали, богоборческий пафосхарактеризуют трагедии ''Тамерлан Великий'' (1587-88, издана 1590) и''Трагическая история доктора Фауста'' (издана 1604). Историческая хроника''Эдуард II'' (издана 1594). Предполагаемый соавтор У. Шекспира в некоторыхранних пьесах.

Значение слова Марло по словарю Брокгауза и Ефрона:
Марло (Карл Винкельблех) — псевдоним экономиста Карла Георга Винкельблеха (Winkelblech, 1810—1865). М. был по своей специальности химиком и читал техническую химию сперва в Марбургском университете, а потом в Промышленном училище в Касселе, но, пораженный темными сторонами современной промышленности, занялся изученгем социально-экономических вопросов и написал: "Untersuchungen über die Organisation d. Arbeti oder System d. Weltökono mie" (2 изд., Тюбинген, 1885—86). Этот труд, начало которого в первом изд. вышло в 1850 г., в свое время прошел почти незамеченным, и лишь Шеффле, в "Kapitalismus u. Sozialismus" (1870; есть русск. перев.), извлек М. из забвения. Для теоретической и политической экономии труд М. не имеет значения, но он содержит — кроме любопытного и ценного обзора главнейших направлений в теории экономической политикиинтересный план социальной реформы, который в частностях заимствовал у французских социалистов (особенно у Л. Блана и Фурье), но в целом представляет оригинальное построение. М. называет свою систему федерализмом. Федерализм, вместе с либерализмом и коммунизмом, является частным случаем панполизма, т. е. общественного строя, основанного на христианской идее равноправности и противополагаемого М. языческому монополизму. М. следует отнести к умеренным социалистами. Его система не требует безусловного уничтожения частной собственности на средства производства, но наряду с частными предприятиями отводит широкое место предприятиям товарищеским и государственным. В области сельского хозяйства М. требует экспроприации земель, не обрабатываемых их собственниками, и обязательной организации коллективной обработки, тогда как в области промышленности он в гораздо более широких размерах допускает децентрализованное производство. Лесное хозяйство, горное дело, рыболовство и охота, почта и пути сообщения, почти вся торговля, банковое дело, страхование, и, наконец, осуществление всех культурных задач (просвещение и т. д.) должны быть, по М., монополизированы в руках государства. Для частных и товарищеских предприятий М. рекомендует принудительную организацию в цеха. По своему отрицательному отношению к торговле М. очень близок к Фурье. Он признает право на труд. Особенность М., отличающую его от большинства других социалистов, составляет полное признание им теории населения Мальтуса. Для борьбы с перенаселением он проектирует целый ряд принудительных мер, отчасти носящих чисто полицейский характер. Хотя М. и полемизирует с Листом, но также рекомендует протекционизм. В пролетариате М. видит лишь зло и никакой положительной исторической роли за ним не признает. Особенно резко он нападает на плутократию и служащий ей либерализм, т. е. не на капитал вообще, а специально на денежный капитал. Он является, в сущности, представителем интересов и точки зрения мелкой буржуазии, в борьбе ее с крупным промышленным и торговым капиталом. Отсюда и двойственный — отчасти прогрессивный, отчасти реакционный — характер его практических предложений. Как практический деятель, М. выступил в 1848 г. на франкфуртских конгрессах ремесленников и подмастерьев, решения которых выработаны под непосредственным его влиянием: они направлены против свободы промышленности и предлагают федерацию цехов, высшим органом которых должна служить всеобщая промышленная палатанечто вроде общегерманского социального парламента, основанного на "представительстве интересов" и имеющего совещательный характер. Этот проект М. был отвергнут экономической комиссией франкфуртского национального собрания, как не отвечающий современным хозяйственным условиям. Лично М. представлял привлекательный образ бескорыстного идеалиста. Учение его подробно изложено в вышеуказанном сочинении Шеффле, а характеристику его общественной деятельности в 1848 г. см. H. Schl üler, "Beiträ ge zur socialen Geschichte des Jahres 1848", в "Neue Zeit" за 1885 г. П. С.

Определение слова «Марло» по БСЭ:
Марло (Marlowe)
Кристофер (февраль 1564, Кентербери, - 1.6.1593, Дептфорд), английский поэт и драматург. Сын сапожника. По окончании Кембриджского университета получил степень бакалавра, затем магистра. Отказавшись от духовной карьеры, в 1587 уехал в Лондон, где стал актёром, затем драматургом плеяды так называемых университетских умов, сочетая в своём творчестве гуманистические взгляды и учёность с традициями английского народного театра. Последние годы жизни М. находился под наблюдением тайной полиции, куда поступали доносы о его атеистических и республиканских высказываниях. Убит в спровоцированной трактирной ссоре.
Первая трагедия М. «Тамерлан Великий» (1587-88, издана 1590) - драматизированная биография Тимура, в чьи уста М. вложил дерзкие богоборческие тирады. В центре второй пьесы «Трагическая история доктора Фауста» (по новейшим данным, 1592, издана 1604) - образ чернокнижника, учёного доктора, для которого знание выше всего, ради него он восстаёт и против религии. Титанизм присущ герою трагедии
«Мальтийский еврей» (около 1588, издана 1633). В образе ростовщика Варравы М. преодолел статичность своих прежних героев; усиливается его критическое отношение к безудержному индивидуализму и аморализму «сильных» людей. М. отошёл от свободной композиции ранних трагедий, ввёл интригу, определяемую развитием характера героя. В исторической хронике
«Эдуард II» (1593, издана 1594) М. уже лишил героев исключительности, приблизив их к жизни; устранена риторика в языке действующих лиц. В исторической хронике М., как позднее в хронике Шекспира, обсуждаются актуальные политические проблемы.
Созданная М. трагедия - новый этап в развитии жанра. Из нагромождения ужасов и кровавых преступлений она стала средоточием больших общественных идей. Пролагая дорогу Шекспиру, М. отказался от рифмы, покончил с традиционной цезурой, сделал не фразу, но целый период единицей выражения поэтической мысли. Язык трагедии М. обогатил интонациями, образностью и фразеологией лирической поэзии.
Соч.: The works..., v. 1-6, L., 1930-33; Plays and poems, L., 1955; в русском переводе - Сочинения. Вступительная статья А. Парфенова, М., 1961.
Лит.: Стороженко Н. И., Предшественники Шекспира..., в его книге: Очерк истории западноевропейской литературы, М., 1916; Морозов М. М., Кристофер Марло, в его книге: Избранные статьи и переводы, М., 1954; Парфенов А., Кристофер Марло, М., 1964; Bakeless J., Chr. Marlowe. The man and his time, N. Y., 1937; Boas F., Marlowe and his circle, L., 1931; его же, Chr. Marlowe. A biographical and critical study, Oxf., 1940; Knoll R. Е., Christopher Marlowe, N. Y., 1969; Marlowe. Doctor Faustus. A casebook, L., 1969 (есть библиография).
М. А. Нерсесова.
К. Марло. «Фауст». Титульный лист изд. 1631.

К. Марло.

Марлины    Марло    Марля