Народное Стихосложение

Народное Стихосложение в Энциклопедическом словаре:
Народное Стихосложение - русской устной народной поэзии. Различают 3 вида:говорной стих (пословицы - поговорки, загадки, прибаутки и пр.) -чисто-тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма(раешный стих); речитативный стих (былины, исторические песни, духовныестихи) - нерифмованный, с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями,в основе ритма - тактовик, иногда упрощающийся до хорея, иногдарасшатывающийся до акцентного стиха; песенный стих (''протяжные'' и ''частые''песни) - ритм тесно связан с напевом и колеблется между сравнительночетким хореем и очень сложными, не вполне исследованными вариантами.

Определение «Народное Стихосложение» по БСЭ:
Народное стихосложение - русское, стихосложение русской устной народной поэзии (см. Народное творчество). В Н. с. различаются три основных типа: 1) говорной стих - употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т.п.; это текст, четко расчленённый на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без чёткой ритмической организации
(«Ложкой кормит, а стеблем глаз колет», «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал»). 2) Речитативный, напевный стих - употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см. Клаузула), имеет сложное и до сих пор не вполне исследованное ритмическое строение. Наиболее частый размер - 3-ударный (3-иктный), развившийся, по-видимому, из общеславянского 10-сложного стиха; промежутки между сильными местами (Иктами) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера в изолированном виде могут звучать и как хореи
(«Как во славном было городе во Киеве»), и как Анапесты («Как во славном во городе Киеве»), и как Дольники («Как во славном городе Киеве»), и как Тактовики («Как во славном во городе во Киеве»). У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-ударный (например, в былине о Щелкане) и 4-ударный (в некоторых исторических песнях). 3) Песенный стих - употребителен в лирических песнях; колеблется между сравнительно строгим строением (4-стопный или 6-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы которых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореической основе. В литературном стихе говорной тип народного стиха лег в основу досиллабического стихосложения 17 в. и сохранялся в 18 в. в стихе интермедий и интерлюдий, в 19 в. в стихе
«Сказки о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина, в 20 в. у Демьяна Бедного; речитативный тип воспроизводился в «Песнях западных славян» Пушкина, «Песне про царя Ивана Васильевича...» М. Ю. Лермонтова и т.д.; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у советских поэтов.
Лит.: Востоков А. Х., Опыт о русском стихосложении, СПБ, 1817; Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952; Квятковский А., Народный стих, в его кн.: Поэтический словарь, М., 1966; Бобров С. П., Русский тонический стих с ритмом неопределенной четности...,
«Русская литература», 1967, № 1, 1968, № 2; Trubetzkoy N., Three philological studies, Ann Arbor, 1963; Jakobson R., Slavic epic verse, в его кн.: Selected writings, v. 4, s-Gravenhage, 1966.
М. Л. Гаспаров.

Народное Ополчение В Отечественной Войне 1812    Народное Стихосложение    Народное Творчество