Окказионализм

Значение слова Окказионализм по Ефремовой:
Окказионализм - Направление в философии XVII в., представители которого отрицали естественную связь психического - души - и физического - тела - и рассматривали их взаимодействие и связь между ними как результат вмешательства Бога.


Слово, образованное в какой-л. временной момент, применительно к какому-л. случаю, как одна из разновидностей неологизмов.

Окказионализм в Энциклопедическом словаре:
Окказионализм - (от лат. occasio - род. п. occasionis - случай, повод),направление европейской философии 17 в., утверждавшее принципиальнуюневозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства Бога вкаждом отдельном случае. Окказионализм исходит из идей Р. Декарта икартезианства. Главные представители: А. Гейлинкс и Н. Мальбранш; вфилософии Г. Лейбница окказионализм переработан в учение опредустановленной гармонии.

Значение слова Окказионализм по словарю Ушакова:
ОККАЗИОНАЛИЗМ, окказионализма, м. (от латин. occasio - случайность) (филос.). В идеалистической философии - течение, отрицающее прямую причинную связь между душевными и телесными явлениями.

Значение слова Окказионализм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Окказионализм (causa occasionalis — случайная причина) — название теории Арнольда Гэйлинкса (см.), которая должна объяснить взаимодействие души и тела. Из того, что Декарт определил материю и дух противоположными признаками (материя = протяженности, res extensa, дух = сознанию, res cogitans), возникла трудность в объяснения эмпирического факта воздействия души на тело, и наоборот. Сам Декарт склонялся в пользу теории, впоследствии получившей название influxi physici, т. е. теории физического влияния. Ошибка в решении Декарта — предполагавшего, что взаимодействие устанавливается в glandula pinealis, — была слишком очевидной, и потому последователи Декарта постарались обойтись без понятия воздействия или влияния. Для этого было предположено Гэйлинксом божественное вмешательство. Так как душа не может действовать на тело, вследствие противоположности атрибутов, и так как только тот действует, кто знает, что он действует, человек же не знает, как волевое состояние переходит в движение, то, очевидно, взаимодействие души и тела есть чудо: ввиду известного состояния воли всемогущее божество приводит в известное движение человеческое тело, например руки, и наоборот, при действии солнечного луча всемогущий Бог создает в сознании ощущение света. Теорию О. Гэйлинкс иллюстрирует знаменитым примером двух часов — примером, повторенным впоследствии Лейбницем (см.), изменившим О. в так называемую теорию предустановленной гармонии. Несмотря на очевидную слабость теории О., нужно ей поставить в заслугу то, что она, будучи прямым результатом дуализма Декарта, представляет первую серьезную попытку анализа понятия причинности. В феноменализме Милля и в О. Гэйлинкса много родственного; оба воззрения сводятся окончательно к отрицанию причинной связи. Э. Р.

Определение слова «Окказионализм» по БСЭ:
Окказионализм (от лат. occasio, род. падеж occasionis - случай, повод)
направление в западно-европейской философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуалистической философией Р. Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма (см. Картезианство) объяснить факты воздействия души на тело и на оборот (см. Психофизическая проблема) послужила исходным пунктом О., утверждавшего принципиальную невозможность взаимодействия души и тела. То, что представляется телесной причиной какой-либо мысли или волевого акта, в действительности, по учению О., есть не более чем
«повод» для истинной «действующей» причины, какой может быть только бог. Взаимодействие тела и духа О. объявлял результатом непрерывного «чуда» - прямого вмешательства божества в каждом отдельном случае. Идеалистическую переработку картезианства завершил Мальбранш, который выступил с утверждением невозможности влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В философии Г. Лейбница О. был переработан в учение о предустановленной гармонии.
Лит.: Введенский А. И. Декарт и окказионализм, Берлин - П. - М., 1922; Быховский Б. Э., Философия Декарта, М. - Л., 1940, с. 138-48; Lenoble R., Mersenne ou la naissance du mecanisme, P., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и лит.); Balz A., Cartesion studies, N. Y., 1951; Callot E., Probl
йemes du cartesianisme, Cardet-Annecy, 1956.
В. В. Соколов.

Окиян    Окказионализм    Окказионалист