Ольмекская Культура

Ольмекская Культура в Энциклопедическом словаре:
Ольмекская Культура - культура индейцев 2-1-го тыс. до н. э. - нач. н. э.в Мексике. Названа условно по имени ольмеков, небольшой группы племен,живших на этой территории позже, в 11-14 вв. Остатки культовых сооружений:пирамид, платформ, статуй. Хозяйство: земледелие, рыболовство.

Определение «Ольмекская Культура» по БСЭ:
Ольмекская культура - археологическая культура, распространённая на территории современных штатов Мексики - Веракрус, Табаско, Герреро. Принадлежала неизвестному индейскому народу. Название дано условно, по имени небольшой группы племён, живших на этой территории позже, в 11-14 вв. Хронологические рамки О. к. окончательно не выяснены. Начало её датируется разными исследователями от 15 до 8 вв. до н. э., конец - от 1 в. до н. э. до 3 в. н. э. Хозяйство носителей О. к. основывалось на подсечном земледелии и рыболовстве. Они одними из первых в Америке достигли ступени классового общества. Наиболее крупными религиозно-политическими центрами были Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес, Лагуна-де-лос-Серрос. О. к. оказала влияние на культуру соседних индейских народов.
Судя по раскопкам в Ла-Венте и Сан-Лоренсо, культовые сооружения О. к. были ещё сравнительно примитивны. Для ольмекской архитектуры характерны монолитные базальтовые столбы в погребальных склепах, а также мозаичная вымостка ритуальных площадок. Скульптура О. к. отличается ярко выраженным интересом к изображению человека, широтой и величественностью замысла, уверенностью исполнения; ей присуще сочетание весомости обобщённых объёмов с поразительной жизненностью моделировки внутренне напряженных лиц (колоссальные базальтовые головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Сан-Лоренсо). В рельефах на жертвенных алтарях-монолитах и стелах заметны несколько большие условность и стилизация. Мелкая пластика из голубовато-зелёного нефрита, серпентина, жадеита или керамическая отмечена экспрессией исполнения и гротескной остротой образов (статуэтки людей и божеств, ритуальные «топоры», каменные маски).
Интересны обнаруженные в 1960-х гг. монументальные росписи в культовых пещерах. В изобразительном искусстве О.к. человек часто изображался с чертами ягуара, что связано с мифом о происхождении прародителя племени от ягуара и женщины.
Лит.: Гуляев В. И., Древнейшие цивилизации Мезоамерики, М., 1972; Кинжалов Р. В., Опыт реконструкции мифологической системы ольмеков, М., 1973; Palacios M. L., La cultura olmeca, Mйxico, 1965.
Р. В. Кинжалов.
Ритуальный «топор» с изображением божества. Нефрит. Британский музей. Лондон.

Голова из Сан-Лоренсо. Базальт. Веракрусский музей антропологии. Халапа.

Ольджейту-Ходабенде    Ольмекская Культура    Ольминский