Ориген

Ориген в Энциклопедическом словаре:
Ориген - (ок. 185-253/254) - христианский теолог, философ, филолог,представитель ранней патристики. Жил в Александрии. Оказал большое влияниена формирование христианской догматики и мистики. Соединяя платонизм схристианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания,что привело впоследствии (543) к осуждению идей Оригена как еретических.

Определение слова «Ориген» по БСЭ:
Ориген (греч. Ōrigйnēs)
(около 185, Александрия, - 253 или 254, Тир), христианский теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики. Родился в семье христианина, позднее казнённого за свои убеждения. В молодости преподавал грамматику и риторику, изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония Саккаса, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 подвергнут осуждению со стороны александрийской и др. церквей, после чего перенес свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
В сочинениях О. христианская мысль впервые достигает высшего философского и научного уровня языческой культуры того времени. Перечень сочинений О. включал около 2000 названий. В работе по критике текста Библии О. выступил как наследник александрийской филологической традиции и одновременно как основатель библейской филологии; его
«Гексапла» (не дошедшая до нас) сопоставляла выправленный европейский подлинник Библии и четыре различных греческих перевода. Философия О. - стоически окрашенный Платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, О. вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии -
«телесном» (буквальном) «душевном» (моральном) и «духовном» (философско-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира богом О. толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира и после него были и будут др. миры. Эсхатологический оптимизм О. отразился в учении о т. н. апокатастасисе, т. е. о неизбежности полного
«спасения», просветления и соединения с богом всех душ и духов (как бы независимо от их воли), включая дьявола, и о временном характере адских мук. Доктрина О. об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в 4-6 вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у О., например, впервые встречается термин «богочеловек»).
В эпоху расцвета патристики приверженцами О. были Евсевий Кесарийский, Григорий Назианзин и особенно Григорий Нисский. Др. теологи резко осуждали О. за «еретические» мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христианской догмы несовместимых с ней тезисов античной философии (в частности, платоновского учения о предсуществовании душ). В 543 О. был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей испытали многие мыслители средневековья.
Соч.: Творения Оригена, в. 1 - О началах, Каз., 1899; Против Цельса, ч. 1, Каз, 1912.
Лит.: Болотов В., Учение Оригена о св. Троице, СПБ, 1879; История философии, т. 1, М., 1940, с. 390-91; Vцlker W., Das Vollkommenheitsideal des Origenes, Tьbingen, 1931; Daniйlou J., Origйne, P., 1948.
С. С. Аверинцев.

Орибатиды    Ориген    Оригенизм