Прелюдия

Значение слова Прелюдия по Ефремовой:
Прелюдия - 1. Вступительная часть к музыкальному произведению.
2. Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно, не имеющая установленной формы.
3. перен. То, что говорится, совершается перед чем-л. главным, как вступление.

Значение слова Прелюдия по Ожегову:
Прелюдия - Небольшое музыкальное произведение


Прелюдия Вступительная часть музыкального произведения

Прелюдия в Энциклопедическом словаре:
Прелюдия - (прелюд) (ср.-век. лат. praeludium - от лат. praeludo - играюпредварительно), вступление к какому-либо музыкальному сочинению илинебольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина,фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

Значение слова Прелюдия по словарю Ушакова:
ПРЕЛЮДИЯ
прелюдии, ж. (от латин. praeludo - начинаю играть) (книжн.). 1. к чему. Вступительная часть к музыкальному произведению (муз.). Прелюдия к романсу. 2. Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение (муз.). Прелюдии Шопена. 3. перен., к чему. Предвестие, преддверие, введение во что-н. Прелюдия к новой войне.

Значение слова Прелюдия по словарю Даля:
Прелюдия
ж. муз. введение, вступление в музыкальное сочинение, музыкальное предисловие, предыгра. Прелюдировать, играть прелюдию.

Значение слова Прелюдия по словарю Брокгауза и Ефрона:
Прелюдия (наигрыш, praeludium — лат., pr é lude — франц., voluntary — англ., Vorspiel — нем., от pre — прежде и lusus — игра) — непродолжительная игра на каком-нибудь инструменте перед началом пьесы. П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской церкви она исполняется органистом для приготовления прихожан к пению хорала; главная тональность П. в таком случае та же, что и в хорале, и в П. входят отрывки хорала в виде мотива. У Баха хоральная П. иногда строилась полифонически, например в имитативной форме, в виде фугетты на тему, взятую из хоральной мелодии. Более определенную форму П. получила у Баха в его собрании "Прелюдий и фуг" ("Das Wohltemperirte Clavier"), где П. приближается иногда к двух- или трехколенному складу. Такие П. в тематическом отношении не имели ничего общего с фугой, но писались с ней в одной и той же тональности. В новейшее время принято называть П. краткие пьески в сжатой коленной форме, которые именно вследствие своей сжатости, могли бы предшествовать пьесе в одной тональности с П. Знаменитые фортепианные П. Шопена отличаются такой силой вдохновения, такой самобытностью и законченностью, что их исполняют в концертах самостоятельно, как пьесы. Инструментальное вступление к опере, не имеющее установленной формы увертюры или рондо, называют в настоящее время тоже П. Введение, или интродукция, предшествующие какому-нибудь сочинению, но в него включенные и имеющие с ним органическую связь, не называются П.; поэтому самостоятельную прелюдию, которую можно приставить к разным сочинениям, имеющим с ней одну и ту же тональность, нельзя называть введением, или интродукцией. Postludium есть отыгрыш в виде фантазии, исполняемый в лютеранской церкви по окончании богослужения, во время выхода прихожан из церкви. Иногда вместо П. исполняется какая-нибудь органная концертная пьеса. Н. С.

Определение слова «Прелюдия» по БСЭ:
Прелюдия - прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo - играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная. Первоначально П. представляла собой небольшое вступление к какой-либо музыкальной пьесе, исполнявшееся на лютне, струнном клавишном инструменте или органе. Для П., в особенности ранней, характерны импровизационность, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала, применение от начала до конца единого типа фактуры, сближающее её с жанром Этюда. Такие пьесы часто носили и др. названия, например преамбула, интрада, ричеркар, фантазия и т.п. С 18 в. П. стали создаваться и как самостоятельные пьесы главным образом для струнного клавишного инструмента; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый малый цикл прелюдия - фуга. Бах утвердил также тип большого цикла прелюдий и фуг, охватывающий все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома «Хорошо темперированного клавира»).
Подобные циклы создавались и впоследствии («24 прелюдии и фуги» Шостаковича для фортепиано). Возник и цикл только прелюдий, также во всех тональностях (произведения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, Д. Б. Кабалевского и др.).

Прелюдировать    Прелюдия    Прелюто