Приключенческая Литература

Приключенческая Литература в Энциклопедическом словаре:
Приключенческая Литература - художественная проза, подчиненная задачезанимательного повествования о происшествиях; для нее характерныстремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных(сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования,тайны и загадки (романы А. Дюма-отца, ''Остров сокровищ'' Р. Стивенсона).Переплетается с детективной литературой, научной фантастикой ипутешествием (как литературным жанром).

Определение «Приключенческая Литература» по БСЭ:
Приключенческая литература - художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактический и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное значение. П. л. опирается на опыт многообразных литературно-художественных повествовательных жанров, для которых авантюрно-занимательная установка была существенной, но не определяющей сюжетное целое, - греческого романа эпохи эллинизма
(«Эфиопика» Гелиодора, 3 в. н. э.), рыцарского эпоса 12-16 вв., романа барокко («Астрея» дЮрфе и т.д.), плутовского романа похождений, литературы путешествий 17-18 вв. и готического романа Предромантизма с его превратностями, тайнами и ужасами. Значительную роль в развитии П. л. сыграли также документальная проза и журналистика.
Более специфично применение понятия «П. л.» («приключенческий жанр») к литературе о приключениях, сложившейся в 19 в. в русле романтизма и неоромантизма (под воздействием ряда их тенденций: отталкивание от прозы буржуазной повседневности; поиски высокого и героического; устремлённость к новому, оригинальному; сюжетная занимательность). Одним из первых образцов П. л. явились
«морские романы» Ф. Купера и Ф. Марриета, историко-приключенческие романы А. Дюма-отца и социально-приключенческие - Э. Сю. Романтическим пафосом отмечены наиболее известные произведения П. л. 19 - начало 20 вв.: Т. М. Рида, Р. Л. Стивенсона, Р. Хаггарда, Дж. Конрада (Великобритания); Г. Ферри, Г. Эмара, Ж. Верна, Л. Жаколио, Л. Буссенара, П. Бенуа (Франция); Дж. Лондона (США). Для П. л. характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Действие протекает в особых условиях; персонажи резко разделяются на злодеев и героев. Современная П. л. часто сливается с научной фантастикой, предельно расширяющей сюжетные возможности повествования.
О популярности П. л. в СССР свидетельствуют многочисленные серийные издания, сборники, журналы (например: «Библиотека приключений и научной фантастики», с 1943, издательство «Детская литература»; «Приключения» - издательство «Молодая гвардия»; журнал «Вокруг света», с приложением «Искатель» - с 1961; «Подвиг» - приложение к журналу «Сельская молодёжь», и др.).
В жанре П. л. выступали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Гайдар, А. Беляев, В. Катаев, Г. Адамов, Ю. Семенов. Советскую П. л. в целом отличает героико-патриотический, жизнеутверждающий, революционный пафос.
Лит.: Rausse Н., Der deutsche Abenteuerroman, [s. 1.], 1912; Doutrepout G., Les types populaires de la littйrature franзaise, pt. 1-2, Brux., 1926-27; Ayrenschmabz A., Zum Begrift des Abenteuerromans, Tьbingen, 1962; Folsons J. K., The American western novel, New Haven, 1966.
В. С. Муравьев.

Приключения    Приключенческая Литература    Приключенческий