Пэтер

Значение слова Пэтер по словарю Брокгауза и Ефрона:
Пэтер (Вальтер Pater, 1839 — 1894) — английский художественный критик; был профессором эстетики в оксфордском университете. Примыкая к философско-художественному направлению прерафаэлитов и держась в художественной критике традиций Карлейля и кардинала Ньюмена, П. дал в своих немногочисленных трудах блестящие образцы философской субъективной критики. Произведения искусства служили для П. таким же материалом, каким непосредственная действительность служит для художников. Это — толчок, будящий мысль, причем полученные впечатления важнее вызвавших их объектов; последние представляют, так сказать, гвоздь, к которому критик-художник прикрепляет свои личные настроения. Свое понимание искусства и задач художественной критики П. выразил в пяти сочинениях: "Studies in the History of the Renaissance" (1873), "Marcus the Epicurean" (1883), "Imaginary Portraits" (1887), "Appreciations" (1889), "Plato and Platonism" (1 8 93). После смерти П. изданы еще из его бумаг "Miscellaneous Studies" (1896). Во всех этих трудах критик как бы сливается с разбираемым художником. П. ищет в искусстве и в литературе отражения глубокой духовной работы и останавливается преимущественно на переходных эпохах культуры, в которых пересматриваются заново все основы нравственности и наиболее высоко поднимается человеческий дух, окрыленный верой. Лучшая из книг П. — "Studies in the History of the Renaissance" — посвящена Возрождению; особенно замечательны здесь характеристика Леонардо да Винчи и очерк про Сандро Ботичелли, создавший в современном искусстве культ этого долго забытого флорентийского мастера. Внимание П. привлекают религиозные и философские учения, некогда пережившие момент торжества и смененные другими формами жизни, которые когда-то считались установленными навсегда, но исчезли бесследно. В "Marcus the Epicurean" П. показывает, каким образом христианство, как источник надежды и радостей, сделалось желанным для усталого, пресыщенного языческого общества; столкновение двух культур изображено с необычайной силой. В истории культуры П. постоянно ищет людей, проникнутых смутным пониманием новых идей среди самых неблагоприятных условий. Такими он изображает Винкельмана и других художников и писателей древней и современной Европы. П. имеет большое значение в английской литературе и как замечательный стилист. З. В.

Пэры    Пэтер    Пювис де-Шаванн