Пискатор

Пискатор в Энциклопедическом словаре:
Пискатор - (Piscator) Николас Иоаннис (собственно - Клас Янс Висхер(Visscher)) (ок. 1586-1652) - нидерландский издатель и гравер. Выпустил''Лицевую библию'' (1650) с резцовыми гравюрами (по рисункам нидерландскиххудожников).


(Piscator) Эрвин (1893-1966) - немецкий режиссер. Организатор ируководитель Политического театра в Берлине (1927-32). С 1933 жил в СССР,Франции, США. С 1947 работал в Мангейме, Мюнхене и др. Ставилантифашистскую драматургию. Развивал идею политического театра. С 1962руководитель театра ''Фрайе фольксбюне'' (Берлин).

Определение слова «Пискатор» по БСЭ:
Пискатор - Пискатор (Piscator)
Николас Иоаннис [собственно - Висхер (Visscher) Клас Яне Младший] (около 1586, Амстердам,- 19.6.1652, там же), голландский издатель и гравёр. Среди изданий П.- карта Московии (1631) и «Лицевая библия» («Theatrum biblicum», 1650, и др. изд.)
с резцовыми гравюрами по рисункам нидерландских художников. «Лицевая библия» во 2-й половине 17 - начале 18 вв. использовалась в русских и украинских гравюрах и стенных росписях как иконографический источник, а также служила учебным пособием.
Лит.: Сачавец-Федорович Е. П., Ярославские стенописи и библия Пискатора, в сборнике: Русское искусство XVII в., Л., 1929, с. 85-108.


Пискатор - Пискатор (Piscator)
Эрвин (17.12. 1893, Ульм,- 30.3.1966, Штарнберг, Бавария), немецкий режиссёр. В 1919 вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1914 был практикантом Мюнхенского придворного театра. В 1919 организовал в Кенигсберге театр «Трибунал»,
в 1920-1921 - в Берлине «Пролетарский театр», поставил в нём написанную совместно с труппой пьесу «День России» (1920), призывавшую к поддержке Советской России. В 1923-24 руководил Центральным театром, где поставил «Мещан»
Горького, «Настанет время» Роллана (обе в 1923); по заданию Коммунистической партии создал политические обозрения «Ревю Ротер Руммель» (1924) и «Несмотря ни на что» (1925). В 1924-27 режиссёр театра «Фольксбюне»,
осуществил постановки «На дне» Горького (1927) и пьес прогрессивных немецких драматургов: «Кто плачет о Юкенаке» Рефиша (1925), «Пьяный корабль» Цеха (1926), «Буря над Готландом» Велька (1927). Открыл в Берлине Театр Пискатора (работал в 1927-1932 с перерывами), в репертуар которого вошли антиимпериалистические и антивоенные пьесы Э. Толлера, Ф. Вольфа, В. Н. Билль-Белоцерковского и др.
В 30-е гг. член исполнительного комитета Международного рабочего театрального союза, в 1934 - его президент. Деятельность П. имела большое значение для развития революционного театра и антифашистской драматургии 20-х - 30-х гг. Он один из первых выдвинул и осуществил идею политического театра, призванного стать боевым оружием в борьбе пролетариата. Стремление охватить в спектакле широкий круг социально-исторических явлений, показать размах рабочего движения, активизировать мысль зрителя определило новые режиссёрские приёмы. П. вводил в спектакль кинохронику, фотомонтаж, разворачивал действия одновременно на нескольких площадках, используя новые сценические конструкции - движущиеся дорожки, сегментную сцену и др. После прихода к власти нацистов (1933) П. эмигрировал из Германии. До 1935 жил в СССР, затем во Франции, США; с 1947 ставил спектакли в Мангейме, Мюнхене и др. городах. С 1962 художественный руководитель театра
«Фрайе фольксбюне» (Западный Берлин). Среди постановок: «Наместник» Хоххута (1963), «По делу Роберта Оппенхаймера» Кипхардта (1965), «Дознание» Вайса (1965), «Восстание офицеров» Кирста (1966) и др. Автор инсценировки романа
«Война и мир» Л. Н. Толстого, поставленной им в нескольких немецких театрах.
Соч.: Schriften, Bd 1-2, В., 1968.
Лит.: Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии, Л.- М., 1933; Лацис А. Э., Революционный театр Германии, пер. с нем., М., 1935; lhering Н., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, В., 1958-61.
И. Я. Новодворская.

Пискаревское Кладбище    Пискатор    Писклёнок