Панисламизм

Панисламизм в Энциклопедическом словаре:
Панисламизм - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежатпредставления о ''единстве'' мусульман всего мира и необходимости ихсплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в кон. 19 в.

Значение слова Панисламизм по словарю Ушакова:
ПАНИСЛАМИЗМ, панисламизма, мн. нет, м. (полит.). Религиозно-политическое реакционное течение среди феодально-буржуазных мусульманских слоев, стремящееся к созданию единого мусульманского государства и являющееся орудием захватнической политики империалистических, особенно фашистских государств; см. (пан) и ислам. В СССР разоблачены и разгромлены остатки контрреволюционной националистической буржуазии, пытавшейся использовать панисламизм для борьбы с советской властью.

Определение слова «Панисламизм» по БСЭ:
Панисламизм - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что Ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством Халифа важнее всех др. государственных и политических объединений.
Оформившись в последней четверти 19 в. в условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений, П. имел тогда главной целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Таким образом, в П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин,
«.. освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п.» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 41. с. 166).
Первым идеологом П. был Джемаль-ад-Дин аль-Афгани, стремившийся приспособить П. к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате П. в начале 20 в. постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида II, а затем и младотурок. Последним крупным проявлением антиколониального содержания П. было движение хали-фатистов в Индии (см. Халифатское движение).
В России П. лежал в основе буржуазно-либеральной националистической идеологии некоторых мусульманских народов - джадидизма, а после победы Октябрьской революции 1917 был одним из главных лозунгов контрреволюционных националистов Закавказья и Средней Азии.
Накануне и во время 2-й мировой войны 1939-45 П. служил средством раскола национально-освободительного движения народов Востока и сохранения империалистических позиций в мусульманских странах. На современном этапе отдельной идеологи П. ещё пытаются использовать П. в антиимпериалистических целях, однако в целом П. вредит афро-азиатской солидарности и продолжает отрицательно сказываться на развитии общественной мысли в мусульманских странах, затрудняя формирование классового и национального самосознания.
Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан, Соч., т. 6, М., 1966; Смирнов Н. А., Современный ислам, 2 изд., М., 1930; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; её же, Религии современного Востока (Идеология и политика),
«Мировая экономика и международные отношения», 1973, № 1; Степанянц М. Т., Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока, М., 1974; Ali М., My life, Lahore, [1946]; Malik Н., Moslem nationalism in India and Pakistan, [Wash.], 1962.
Л. Р. Полонская.

Панировочный    Панисламизм    Панихида