Санд
Санд в Энциклопедическом словаре:
Санд - (Sand) Жорж (наст. имя и фам. Аврора Дюпен - Dupin) (1804-76),французская писательница. В многочисленных романах и повестях идеиосвобождения личности (в т. ч. эмансипация женщины), демократизм и реализмсочетаются с социально-утопическими взглядами: ''Индиана'' (1832), ''Орас''(1841-42). Бунтарский романтизм, пафос национально-освободительной борьбыв лучшем романе ''Консуэло'' (1842-43). Мемуары ''История моей жизни''(1854-55).
Определение слова «Санд» по БСЭ:
САНД - см. Сталеплавильный агрегат непрерывного действия.
Санд (Sand)
Жорж (псевдоним;
настоящее имя и
фамилия Аврора Дюпен, Dupin; по мужу -
Дюдеван (Dudevant) (1.7.1804,
Париж, - 8.6.1876, Ноан,
департамент Эндр), французская
писательница. Училась в английском католическом монастыре в Париже. В 1831, порвав с мужем, совместно с писателем Жюлем Сандо опубликовала
роман «Роз и Бланш».
Формирование С.-писательницы происходило в
атмосфере общественного подъёма, вызванного Июльской революцией 1830. Её
первый самостоятельный роман «Индиана»,
подписанный псевдонимом Жорж Санд, опубликован в 1832: так называемый
«женский вопрос» перерастал у неё в проблему
свободы человека. Романы «Валентина» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834),
пронизанные бунтарским индивидуализмом, поставили С. в ряды демократических романтиков.
С середины 30-х гг. С. увлекалась идеями сенсимонистов, христианским социализмом П. Леру, взглядами левых республиканцев. С. сталкивает своих героев с идеалами утопических социалистов. В романе «Мопра» (1837) прозвучало
осуждение романтического бунтарства; в
«Орасе» (1841-42) -
развенчание индивидуализма. Положительных героев С. находит в народе,
среди тружеников:
столяр Пьер Гюгенен («Странствующий подмастерье», 1840),
мельник Луи («Мельник из Анжибо», 1845),
плотник Жаплу
(«Грех господина Антуана», 1845). Вера в
творческие возможности простых людей,
пафос национально-освободительной борьбы,
мечта об искусстве, служащем народу, пронизывает
лучший роман С. - «Консуэло» (1842-43). С.
сочувственно рассказывает
здесь о гуситском революционном движении.
40-е гг. -
время наивысшего подъёма
литературной и общественной деятельности С., она участвовала в издании социально-утопических, антиклерикальных, левореспубликанских журналов и газет. С.
активно поддерживала рабочих поэтов, пропагандировала их творчество
(«Диалоги о поэзии пролетариев», 1842). В романах 40-х гг. создана
галерея резко отрицательных образов буржуа-накопителей (Бриколен - «Мельник из Анжибо», Кардонне - «Грех господина Антуана»). С. идеализировала в романах-идиллиях
патриархальные деревенские нравы:
«Чёртова лужа» (1846), «Франсуа-найдёныш» (1847-48), «Маленькая Фадетта» (1848-49).
С. принимала
участие в февральской революции 1848, была близка к радикальным кругам левых республиканцев (А.
Барбес и др.), редактировала «Бюллетень де ла репюблик» («Bulletins de la republique»). Июнь 1848 разбил её
утопические иллюзии. Она отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений:
«Снеговик» (1858), «Жан де ля Рош» (1859) и др., многотомную «Историю моей жизни» (1854-55).
С 40-х гг. 19 в. С. была популярна в России. Ею восхищались И. С.
Тургенев, Н. А.
Некрасов, Ф. М.
Достоевский, В. Г. Белинский, Н. Г.
Чернышевский, А. И.
Герцен, видели в ней
союзницу в борьбе за
освобождение человека.
Соч.: Œuvres, nouv. йd., t. 1-16, P., 1848-49; Œuvres choisies, P., 1937; Correspondance, t. 1-10, P., [1964-73]; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-18, СПБ, 1896-99; Избр. соч., т. 1-2, М., 1950; Собр. соч. т. 1-9, Л., 1971-74.
Лит.: Белинский В. Г., Полное
собрание соч., т. 1-13, М., 1959 (см. указатель); Каренин В., Жорж Санд, ее
жизнь и
произведения, т. 1-2, СПБ - П., 1899-1916;
Скафтымов А., Чернышевский и Жорж Санд, в его кн.: Статьи о русской
литературе, [Саратов, 1958];
Моруа А., Жорж Санд, 2 изд., М., 1968;
Реизов Б., Жорж Санд и крестьянско-плебейская революция в Чехии, в его кн.: Из истории европейских литератур, [Л.], 1970; Larnac J., G. Sand r
йvolutionnaire. P., [1948]; Blanc A., Notre amie G. Sand, P., 1950; «Europe», 1954, № 102-103 (спец. номер); Thomas G., G. Sand, P., [1959]; Salomon P., G. Sand, P., [1962]; Edwards S., G. Sand, N. Y., [1972].
И. А. Лилеева.
Ж. Санд.
Ж. Санд. «Консуэло». Илл. В. Бехтеева. 1936.
Сангха
Санд
Сандал