Свод

Значение слова Свод по Ефремовой:
Свод - 1. Действие по знач. глаг.: сводить (1*1,2,4,5,7,8,11).
2. Собранные, сведенные в единое целое и расположенные в определенном порядке тексты, документы, законы и т.п. // Сведения, данные о чем-л., сведенные вместе и представленные как итог. // Совокупность правил поведения, привычек, взглядов и т.п.
3. перен. Криволинейное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-л. сооружения. // То, что имеет форму такого перекрытия, напоминает такое перекрытие. // Покров, навес, образуемый деревьями, кустами с густой листвой и переплетающимися ветвями.
4. перен. То же, что: небосвод.

Свод в Энциклопедическом словаре:
Свод - архитектурная пространственная конструкция, перекрытие или покрытиесооружений, имеющие геометрическую форму выпуклой криволинейнойповерхности.

Значение слова Свод по словарю Символизма:
Свод - Место встречи Неба и Земли, вход в вечную жизнь, Небо. См. также купол.

Значение слова Свод по словарю Ушакова:
СВОД, свода, м. 1. только ед. Действие по глаг. свести в 1, 3, 9, 10, 11, 15, 16 и 17 знач. - сводить 2. Свод коровы со двора. Приступить к своду поступивших данных. 2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке тексты, факты, данные. Свод законов. Летописный свод. Свод статистических данных. Свод элегий драгоценный представит некогда тебе всю повесть о твоей судьбе. Пушкин. 3. Криволинейное перекрытие, соединяющее две стены, опоры какого-н. сооружения (архит.). Каменный свод. Бетонный свод. Коробовый свод. Крестовый свод. Стрельчатый или готический свод. Ей почудилось, что вступает она в просторную комнату с низким сводом. Тургенев. || перен. покрытие, крыша (книжн. поэт.). Деревья образовали темный свод. Гончаров. Березок своды темны прохладну сень дают. Пушкин. || перен., только ед. Употр. в сочетаниях, обозначающих небо (книжн. поэт.). Свод неба мраком обложился. Пушкин. Небесный свод поголубел. Тютчев. Всё чернее свод надзвездный. Полежаев. И чист, и тих, и ясен свод неба. А. К. Толстой.

Определение слова «Свод» по БСЭ:
Свод - в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой С., подобно арке, работают преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах С. горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространённым является цилиндрический С., опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. п.); в поперечном сечении он представляет собой часть окружности, эллипса, параболы и т. п.
Два цилиндрических С. одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый С., который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. Части цилиндрических С. - лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый С. Зеркальный С. отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от С. конструкцией является Купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) С. (С. на Парусах). Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (С. - стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.).
Древнейшими являются т. н. ложные С., в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают усилий распора (например, С. казематов акрополя Тиринфа, 13 в. до н. э.). В 4-3-м тыс. до н. э. в Египте и Месопотамии появились цилиндрические С., распространившиеся в архитектуре Древнего Рима, где также употреблялись сомкнутые С. (С. в галерее Табулария, 79 до н. э.) и крестовые С. [базилика Максенция (Константина; около 315 н. э.) - обе постройки в Риме]. В византийской архитектуре применялись цилиндрические, парусные, крестовые С., в частности, в крестово-купольных храмах. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые С. В Западной и Северной Европе в средневековый период распространились крестовые С., которые в архитектуре готики приобрели стрельчатый характер с основным конструктивным элементом - нервюрой. С древности С. выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича.
Величина прочности камня на изгиб ограничивала примерно на 5 м ширину пролёта в стоечно-балочной конструкции. Применение С. (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры. Со 2-й половины 19 в. С. нередко создавались из металлических конструкций. В 20 в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции, которые применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины 20 в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции.
Лит.: Кузнецов А. В., Своды и их декор, М., 1938; Hart F., Kunst und Technik der Wцlbung, Mьnch., [1965].
Основные виды сводов: 1 - цилиндрический; 2 - крестовой; 3 - сомкнутый; 4 - зеркальный; 5 - купольный (парусный).

Свободушка    Свод    Свод Законов