Плафон

Значение слова Плафон по Ефремовой:
Плафон - 1. Потолок или его часть, украшенные живописью, мозаикой или лепкой. // Живопись, мозаика, лепка, украшающие потолок.
2. Часть светильника, абажур - обычно прозрачный - для электрических ламп в люстре, бра и т.п.

Значение слова Плафон по Ожегову:
Плафон - Абажура для светильника, обычно на потолке или на стене


Плафон Расписной или лепной потолок

Плафон в Энциклопедическом словаре:
Плафон - (от франц. plafond - потолок) - 1) потолок, украшенный живописнымили скульптурным (лепным) изображением либо архитектурно-декоративнымимотивами; произведение монументально-декоративной живописи, украшающееперекрытие какого-либо помещения. 2) Арматура электрического светильника,устанавливаемая на потолке (реже на стене) помещения или в купе, каюте,салоне самолета и т. п.

Значение слова Плафон по Строительному словарю:
Плафон - Украшенный живописным или лепным изображением потолок.

Значение слова Плафон по словарю Ушакова:
ПЛАФОН, плафона, м. (фр. plafond). 1. Потолок (архит. устар.). || Потолок, архитектурно расчлененный (продольными и поперечными балками; архит. искус.). || Потолок, украшенный живописью или лепкой (архит. искус.). 2. Абажур в форме полушария для ламп на потолке (спец.).

Значение слова Плафон по словарю Даля:
Плафон
м. франц. потолок: | потолочная живопись, расписные потолки. Плафонный живописец.

Значение слова Плафон по словарю Брокгауза и Ефрона:
Плафонплоский, иногда архитектурно расчлененный потолок комнаты, залы или какого-либо другого внутреннего помещения в здании, в особенности же такой, который украшен лепною работою или живописью. Самая простая разделка П. состоит в том, что поддерживающие потолок поперечные балки остаются нескрытыми и разделяют его площадь на несколько продолговатых пространств, причем как эти пространства, так и самые балки орнаментируются. Древние греки и римляне стали разбивать потолок на части не только поперечными балками, но и продольными, пересекающими их под прямым углом, через что получались четырехугольные (иногда многоугольные) пространства, так наз. кассеты, декорировавшиеся розетками, звездами и др. лепными орнаментами. Этот прием разделки П. перешел из античной архитектуры в искусство эпохи Возрождения и новейшего времени. Но наряду с его употреблением вошло в обычай устраивать П. без сильно выступающих вперед ребер, вообще ровные, ограниченные по краям лепным карнизом, составляющим переход к ним от вертикальных стен здания и украшенные внутри, во избежание монотонности их обширного поля, скульптурным орнаментом или живописью. В простейшем виде живопись эта обыкновенно состоит из цветочных и лиственных гирлянд, арабесок, арматур и др. несложных мотивов, а в более роскошном представляет собою целые картины, которые пишутся либо прямо на потолочной штукатурке (al fresco), либо на полотне, потом наклеиваемом или натягиваемом на потолок. Старейшие мастера этой так наз. "плафонной" живописи трактовали ее так, как обыкновенно исполняют картины, т. е. не обращая внимания на то, что на произведение надо смотреть снизу вверх (di sotto in su), и сообразно с этим строили перспективу изображения; их П. походили на ковры, горизонтально распяленные на потолке. Так поступали еще Рафаэль и Микеланджело. Но уже Мелоццо-да-Форли и Мантенья компоновали П. с таким расчетом, чтобы изображенные фигуры и предметы казались не лежащими, а находящимися в вертикальном положении, и для того рисовали их в надлежащем ракурсе. Еще дальше пошел Корреджо, занимавший пространство П. изображением, как бы видимым через отверстие в потолке под открытым небом (П. пармского собора). К такой же оптической иллюзии стремились Джулио Романо в плафонной живописи мантуанского палаццо дель-Те и венецианцы (П. Веронезе, Тинторетто и др.), оживлявшие свои гигантские П. (напр., во дворце дожей) массою фигур, представленных на различных планах и в крайне смелых сокращениях. В XVII и XVIII ст. распространился обычай вводить в композицию плафонных картин перспективные архитектурные мотивы. Среди многочисленных искусных мастеров по этой части, работавших в означенных столетиях, особенно прославился венецианец Тьеполо. В новейшее время одни из художников, как, напр., Корнелиус в П. мюнхенских глиптотеки и црк. св. Людвига, возвратились к манере Рафаэля и предшествовавших ему живописцев, а другие, как, напр., Бодри в декоративных панно потолка нового здания парижской оперы, держатся перспективных приемов Корреджо, Дж. Романо и венецианцев. А. С—в.

Определение слова «Плафон» по БСЭ:
Плафон - Плафон (от франц. plafond - потолок)
арматура электрического светильника, устанавливаемая на потолке (реже на стене) помещения в здании или в транспортном средстве (в купе ж.-д. вагонов, каютах и салонах судов, самолётов и т. п.).


Плафон - в широком смысле - любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. Украшающее П. произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры - сюжетное или орнаментальное - также обозначается термином «П.».
Живописные П. могут исполняться непосредственно на штукатурке (в технике фрески, масляными, клеевыми, синтетическими красками и т. д.), на прикрепляемом к потолку холсте (Панно), мозаикой и др. способами. Как часть декоративного убранства церковных и парадных дворцовых помещений П. получили широкое распространение в 17 - начале 19 вв. Для плафонных композиций этого периода характерно использование эффекта иллюзорного прорыва в открытое или продолжающееся за потолком архитектурное пространство, изображение фигур и архитектурных деталей в сильных ракурсах.
Лит.: Кузнецов А. В., Своды и их декор, М., 1938.
П. Гонзаго. Плафон в Проходном кабинете дворца в Павловске. 1799.

Плауэн    Плафон    Плафонный