Рафаэль

Рафаэль в Энциклопедическом словаре:
Рафаэль - (наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483- Урбино - 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор.БиографияСын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился уПеруджино. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504-08работал во Флоренции. В конце 1508 по приглашению папы Юлия II переехал вРим, где, наряду с Микеланджело, занял ведущее место среди художников,работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X.Ранние работыУже вранних, написанных до переезда во Флоренцию, картинах сказался присущийРафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречноесогласие форм, ритмов, красок, движений, жестов, - и в таких небольших поформату работах, почти миниатюрах, как ''Мадонна Конестабиле'' (ок. 1502-03,Эрмитаж), ''Сон рыцаря'' (ок. 1504, Национальная галерея, Лондон), ''Триграции'' (Музей Конде, Шантильи), ''Св. Георгий'' (ок. 1504, Национальнаягалерея, Вашингтон), и в более крупном по формату ''Обручении Марии'' (1504,Брера, Милан).Флорентийский период (1504-08)Переезд сыграл огромную роль втворческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для него имелознакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинаетмного работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позыи ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционныеформулы. В последних флорентийских работах Рафаэля (''Положение во гроб'',1507, галерея Боргезе, Рим; ''Св. Екатерина Александрийская'', ок. 1507-08,Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формуламдраматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.Главнаятема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которойпосвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких покомпозиционному решению картины: ''Мадонна со щегленком'' (ок. 1506-07,Уффици), ''Мадонна в зелени'' (1506, Музей истории искусств, Вена),''Прекрасная садовница'' (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив,изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ногмаленьких детей - Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигурыустойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды,излюбленной мастерами Возрождения. Римский период (1509-20) Переехав вРим, 26-летний мастер получает должность ''художника апостольскогоПрестола'' и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514руководит строительством собора св. Петра, работает в области церковной идворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям,отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологическиераскопки.Росписи Ватиканского дворца Центральное место в творчестве этогопериода занимают росписи парадных покоев Ватиканского дворца. РосписиСтанцы делла Сеньятура (1509-11) - одно из самых совершенных творенийРафаэля. Величественные многофигурные композиции на стенах (объединяющиеот 40 до 60 персонажей) ''Диспута'' (''Спор о причастии''), ''Афинская школа'',''Парнас'', ''Основание канонического и гражданского права'' и соответствующиеим четыре аллегорические женские фигуры на сводах олицетворяют богословие,философию, поэзию и юриспруденцию.Не повторяя ни одной фигуры и позы, ниодного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным,естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы кдругой.В соседней Станце Элидора (1512-14), в росписях стен (''ИзгнаниеЭлидора из храма'', ''Чудесное изведение апостола Петра из темницы'', ''Мессав Больсене'', ''Встреча папы Льва I с Аттилой'') и библейских сценах насводах преобладает сюжетно-повествовательное и драматическое начало,нарастает патетическая взволнованность движений, жестов, сложныхконтрапостов, усиливаются контрасты света и тени. В ''Чудесном изведенииапостола Петра из темницы'' Рафаэль с необычной для художника СреднейИталии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения -ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны,красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.К числулучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказубанкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (ок.1513-14, Санта Мария делла Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостностифреска ''Триумф Галатеи'' (ок. 1514-15, вилла Фарнезина, Рим).Выполненные в1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла(Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц,однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности классическогостиля Рафаэля, - черты холодного совершенства, увлечение зрелищнымначалом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще большей степениэто свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-17),выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф.Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чистодекоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам взале Психеи виллы Фарнезина (ок. 1515-16) и в т. н. Лоджиях РафаэляВатиканского дворца (1518-19).Римские МадонныВ римский период Рафаэльзначительно реже обращается к образу Мадонны, находя новое, более глубокоеего решение. В ''Мадонне делла Седия'' (ок. 1513, Питти, Флоренция) юнаямать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христоссвязаны воедино круговым обрамлением (тондо); Мадонна как бы стараетсяукрыть в своих объятиях сына - маленького Титана с недетски серьезнымвзглядом. Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашланаиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля -алтаре ''Сикстинская Мадонна'' (ок. 1513, Картинная галерея,Дрезден).ПортретыПервые портреты относятся к флорентийскому периоду(''Аньоло Дони'', ок. 1505, Питти, Флоренция; ''Маддалена Строцци'', ок 1505,там же; ''Донна Гравида'', ок.1505, там же). Однако только в Риме Рафаэльпреодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов.Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне(ок. 1514-15, Лувр) и т. н. ''Донна Велата'', возможно - модель ''Сикстинскоймадонны'' (ок. 1516, Питти, Флоренция), с их благородным и гармоническимстроем образов, композиционным равновесием, тонкостью и богатствомцветового решения.Архитектурные произведенияРафаэль оставил заметный следи в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь СанЭлиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером, капеллаКиджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок. 1512) интерьеркоторой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единстваархитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей,мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.Рафаэль оказал огромноевлияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, ставнаряду с мастерами античности высшим образцом художественногосовершенства.Литература:Элиасберг Н. Е. Рафаэль. М., 1961.Гращенков В. Н.Рафаэль. М., 1975.Дажина В. Д. Рафаэль и его время. М., 1983.Рафаэль и еговремя. Сб. Под ред. Л. С. Чиколини. М., 1986.Dussler L. Raphael. ACritical Catalogue of his Pictures, Wall-Paintings and Tapestries. London,1971.De Vecchi P. L. Raffaello. La pittura. Roma, 1981.Frommel C. L., RayS. Tafuri M. Raffaello architettura. Roma, 1984.И. А. СмирноваРАФАЭЛЯНЦ Арам Назарович (1897-1960) - авиаконструктор. В авиации современ 1-й мировой войны. Участник Гражданской войны. Первые самолетыпостроил в конце 1920-х гг. Занимался вопросами прокатки нержавеющей сталина авиазаводах. В 1937-39 спроектировал и построил легкие пассажирскиесамолеты РАФ-11 и РАФ-11бис. В 1957 сконструировал аппарат с вертикальнымвзлетом ''Турболет''.

Определение слова «Рафаэль» по БСЭ:
Рафаэль - [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. данным, 6.4). 1483, Урбино, - 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. Искусство Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения.
Р. родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Р., в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника
(«Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон; «Три грации», Музей Конде, Шантийи; «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Ленинград; все три - около 1500-02). Покинув мастерскую Перуджино, Р. создаёт алтарный образ «Обручение Марии»
(1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей»; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. В 1504 Р. отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В живописи Р. появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной
(«Св. Георгий», около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон). Славу Р. приносят многочисленные алтарные образы; его мадонны 1504-08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках («Мадонна Грандука», Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном
(«Мадонна в зелени», Художественно-исторический музей, Вена; «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», или т. н. «Прекрасная садовница»). Менее удалась Р. многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект
(«Положение во гроб», 1507, Галерея Боргезе, Рим). В 1508 Р. через Браманте получает от папы Юлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Р. создаёт наиболее капитальное произведение - росписи парадных зал (т. н. станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Р. удалось блестяще связать изображенное пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Р. представил 4 области человеческой деятельности: богословие
(«Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера и Сила» с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). Во 2-м зале (Станца дЭлиодоро, 1511-14), где с особой силой проявилось дарование Р. - мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы
(«Изгнание Элиодора», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель Инчендио, 1514-1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Р. К ватиканским фрескам примыкают работы Р. над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515-16, итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска
«Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме (1514).
В Риме достигает зрелости талант Р.-портретиста; в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (около 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость
«Женщины в покрывале» («Донна велата», около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастильоне, близкого друга Р., изнеженность папы-эпикурейца Льва Х («Лев Х с кардиналами», около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Р. настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства
(«Мадонна Альба», около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон; «Мадонна ди Фолиньо», около 1511-12, Ватиканская пинакотека; «Мадонна в кресле», около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Р. - «Сикстинская мадонна»
(1515-19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы недолгой жизни Р. был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в «лоджии Психеи»
виллы Фарнезина (1514-18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к Маньеризму. Позднейшим, неоконченным алтарным образом Р. является
«Преображение» (1519-1520, Ватиканская пинакотека).
Исключительное значение имеет деятельность Р.-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Р. занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20).
Р. также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба - в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Р. архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Р. неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Р., является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.
Хотя Р. и не имел среди своих учеников достойных преемников, его искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако на наследие Р. опирались и защитники академизма, видевшие в его произведениях высшие образцы идеализирующего искусства; поэтому противники академизма нередко выступали против Р., недооценивая при этом истинные, глубоко реалистичные основы его творчества.
Лит.: Рафаэль Санти. [Альбом. Вступит. ст. А. Габричевского], М., 1956; Алпатов М. В., Этюды по истории западноевропейского искусства, [2 изд., М., 1963J, с. 75-116; Гращенков В. Н., Рафаэль, М., 1971; Fischel О., Raphael, v. 1-2, L., [1948]; Dussler L., Rarfael. Kritisches Verzeichnis der Gem
дlde, Wandbilder und Bildteppichen, [Mьnch., 1966]; Raffaello, v. 1-2, Novaга, 1968.
М. В. Алпатов.
Рафаэль. «Афинская школа». Фреска в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509-11. Фрагмент.

Рафаэль. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». 1507. Лувр. Париж.

Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галлерея Уффици. Флоренция.

Рафаэль и Дж. Да Сангалло. Палаццо Пандольфини во Флоренции. С 1520.

Рафаэль. Капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. 1512-1520. Интерьер.

Рафаэль. «Триумф Галатеи». 1513. Фрагмент фрески Виллы Фарнезина в Риме.

Рафаэль. «Обручение Марии». 1504. Фрагмент. Пинакотека Брера. Милан.

Рафаэль. «Положение во гроб». 1507. Галерея Боргезе. Рим.

Рафаэль. «Три грации». 1500-02. Музей Конде. Шантийи.

Рафаэль. «Месса в Больсене». 1512. Фреска «Станца дЭлиодоре» в папском дворце в Ватикане. Фрагмент.

Рафаэль. «Афинская школа». 1510-1511. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.

Рафаэль. «Диспута». 1509. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.

Рафаэль. Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Около 1518. Галерея Палатина. Флоренция.

Рафаэль. «Мадонна в кресле». 1514-15. Галерея Питти. Флоренция.

Рафаэль. «Синкстинская мадонна». 1515-19. Дрезденская картинная галлерея.

Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515-16. Лувр. Париж.

Рафаэль. Фрески «Парнас» и «Афинская школа» в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509-11.

Рафальский    Рафаэль    Рафаэль Санти