Самоеды

Значение слова Самоеды по Ефремовой:
Самоеды - 1. Общее название ряда родственных северных народностей (ненцев, селькупов и т.п.); самодийцы.
2. Представители этих народностей.

Значение слова Самоеды по Ожегову:
Самоеды - Ненцев и некоторых других северных народов

Самоеды в Энциклопедическом словаре:
Самоеды - (летописное - самоядь) (от самэемне - на саамском языке - землясаамов),1) старое русское название саамов и др. народов севера России иСибири.2) Устаревшее название самодийских народов.

Значение слова Самоеды по словарю Ушакова:
САМОЕДЫ
самоедов, ед. самоед, самоеда, м. 1. Прежнее, ныне не применяющееся Название ненцев. 2. Название группы северных народностей, в к-рую входят ненцы, тавгийцы и др. (лингв.).

Значение слова Самоеды по словарю Брокгауза и Ефрона:
Самоеды — урало-алтайское племя, близкое к финнам, но отличающееся от них типом и языком. Имя их произошло не от "само-едения", т. е. людоедства, а, вероятно, от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари, жившие некогда восточнее, чем теперь. С. живут как в Европ. России, на В Архангельской губ., так и в Сибири, по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х гг. видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттесненные к С, С. спустились по Оби и были отодвинуты затем еще далее к морю остяками, с которыми (как видно из народных сказаний и былин остяков) они вели некогда ожесточенную борьбу. К этим отатарившимся, а отчасти омонголившимся родичам С. принадлежат койбалы, карагассы, сагайцы, моторы и др., а также сойоты, или урянхайцы. Собственно С. имеют свой особый, характерный тип, заметно отличающий их от ближайших соседей — остяков. Они меньше ростом (1,51—1,60 м), но крепче сложены и больше упитаны; цвет кожи — смуглый, желтоватый; цвет волос и глаз — большей частью черный, темно-каштановый или карий; волосы прямые, жестковатые; борода растет плохо. Сложение коренастое, кисти и ступни небольшие; голова широкая в большей степени, чем у остяков (которые могут быть отнесены к мезоцефалам, с показателем наибольшей ширины черепа 77—78, тогда как у С. он около 82). Лицо у С. не так плоско, как у остяков, у которых профиль приближается к прямой линии; здесь профиль ограничен более кривой линией, что зависит от большего выступания вперед носа и губ и от большей покатости взад лба и подбородка. Нос мал и короток, но не приплюснут, часто правилен. Скулы большие и выдающиеся, что обусловливается не только шириной лица в скуловых костях, но на живых особях еще значительным развитем подкожного жира, прикрывающего нижний край глазницы и сливающегося с нижним веком. Глаза узкие, монгольские, со вздутыми веками, которые отчасти скрывают ресницы. Встречаются, впрочем, и другие типы, более подходящие к зырянскому, остяцкому или русскому, что обусловливается, вероятно, примесью крови этих племен. Пo языку С. разделяются на 4 наречия, из которых более известно юрацкое; на нем говорят канинские, ижемские, большеземельско-обдорские, кандинские С. и собственно юраки; небольшая кучка этого племени поселена и на Новой Земле. Другими наречиями говорят енисейские самоеды, авамские, или тавги (самые восточные), и остяки-самоеды в лесной полосе по Оби, между Тымом и Чулымом. Последние более занимаются рыболовством, тогда как прочие представляют из себя кочевников-оленеводов. Летом они подвигаются с оленями к С, к берегам моря, занимаясь также охотой на белых медведей, диких оленей, тюленей и т. д., а к зиме возвращаются на Ю в лесную полосу. Живут С. в чумах — конических шалашах из кольев, покрытых оленьими шкурами, с очагом посередине; питаются главным образом олениной, вообще животной пищей, пьют теплую кровь убиваемых животных, летом пользуются также ягодами, временами добывают себе муку и водку. Зимою охотятся на соболей, куниц, лисиц, белок и т. д. Одеваются в одежды и обувь из звериных шкур, преимущественно оленьих, отчасти и собачьих, получаемых от разводимых ими собак-шпицев, по преимуществу белой масти. Число С., вероятно, немногим превышает 2000. Народ вообще здоровый, выносливый, довольно сильный и отважный, превосходящий по силе и мужеству остяков. С. прежде владели обширными стадами оленей, но теперь значительно обеднели, отчасти вследствие падежей оленей, отчасти вследствие эксплуатации зырян, которые мало-помалу поотобрали у них оленей и теперь насчитывают в своей среде многих богатых оленеводов, у которых С. служат по найму пастухами. Большинство С. считается христианами, но многие, особенно восточные, сохранили еще почти вполне прежние языческие верования, имеют небольших идолов и верят в сношения с духами через посредство шаманов. Д. А.

Определение слова «Самоеды» по БСЭ:
Самоеды (в русских источниках также Самоядь, самоедины)
старое название народов, говорящих на самодийских языках, - ненцев (самоеды, самоеды-юраки), энцев (енисейские самоеды), нганасан (самоеды-тавгийцы), селькупов (остяко-самоеды). О происхождении названия
«С. « единого мнения нет. Наиболее распространённая версия возводит его к словосочетанию самэ-еднэ, т. е. «земля саамов». Предполагается, что в ходе освоения Европейского Севера русские перенесли это название, первоначально употреблявшееся применительно к саамам (лопарям), на ненцев и другие родственные им народы. В советской исторической и этнографической литературе ныне вместо название
«С.» употребляется название самодийцы (см. Самодийские народы).
Лит.: Народы Сибири, М. - Л., 1956.

Самоедство    Самоеды    Самозабвение