Сметана

Значение слова Сметана по Ефремовой:
Сметана - Молочный продукт, получаемый из сливок путем их сквашивания.

Значение слова Сметана по Ожегову:
Сметана - Молочный продукт из кислых сливок

Сметана в Энциклопедическом словаре:
Сметана - кисломолочный продукт, вырабатываемый из сливок сквашиваниемчистыми культурами молочнокислых бактерий. Содержит белки (ок. 2,5%), жиры(20-40%), углеводы (2,3-2,5%), молочную кислоту (0,7-0,9%). Энергетическаяценность 100 г сливок 1,3 МДж (ок. 302 ккал).


(Smetana) Бедржих (1824-84) - чешский композитор, дирижер,пианист, музыкально-общественный деятель. Основоположник чешской оперы.Оперы, в т. ч. историческая ''Бранденбуржцы в Чехии'' (1863), комическая''Проданная невеста'' (1866), трагическая ''Далибор'' (1867); цикл ''МояРодина'' (6 программных симфонических поэм, 1874-1879), 2 струнных квартета(1876, 1883), хоры, ''Чешские танцы'' для фортепиано (2 тетради, 1877-1879)и др.

Значение слова Сметана по словарю Ушакова:
СМЕТАНА
сметаны, мн. нет, ж. Скисшиеся сливки или густой верхний слой скисшегося молока. Щи со сметаной. Сбить из сметаны масло. Картофель в сметане. как роза румяна, а бела, как сметана. Пушкин.

Определение слова «Сметана» по БСЭ:
Сметана - Сметана (Smetana)
Бедржих (2.3.1824, Литомишль, - 12.5.1884, Прага), чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился в Праге у И. Прокша. Уже в детстве С. познакомился с идеями «будителей». С 1847 концертировал как пианист (свыше 20 лет). В 1847-56 руководил основанной им в Праге музыкальной школой. В 1856-61 жил в Гётеборге, выступал как симфонический дирижёр и пианист. В эти годы создал
«6 характерных пьес» (2 тетради, 1848; одобрены Ф. Листом) и «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фортепиано. (1860), симфонические поэмы «Ричард III» (по Шекспиру, 1858), «Лагерь Валленштейна» (по Шиллеру, 1859) и
«Гакон Ярл» (по Эленшлегеру, 1861). С 1862 выступал как симфонический и хоровой дирижёр и пианист в Праге; преподавал, писал музыкально-критические статьи, был организатором музыкально-общественных и просветительских мероприятий. С 1863 руководил мужским хором
«Глагол Пражский» и музыкальной секцией артистического клуба «Умелецка беседа». В 1866-74 был оперным дирижёром во «Временном театре», обогатил его репертуар - наряду с западноевропейскими классическими операми исполнял сочинения чешских композиторов Ф. Шкроупа, К. Бендля, Л. Мехуры и др.; дирижировал также операми М. И. Глинки и оперой
«Галька» С. Монюшки. Руководил постановкой здесь собственных опер (дирижировал многими премьерами), ставших основой национального оперного репертуара. Всего написал 9 опер, в том числе историческую музыкальную драму «Бранденбуржцы в Чехии»
(соч. 1863), призывавшую к освобождению от национального и социального гнёта, и наиболее известную (ставится и в современных театрах многих стран) комическую оперу «Проданная невеста» (1866, Прага; 3-я редакция, 1870, Петербург), отличающуюся реалистичностью картин народного быта, жизнерадостностью, мелодичностью музыки, основанной на народный напевах и ритмах чешских танцев. Опера-трагедия
«Далибор» (1868) вызвала полемику, в которой С. поддерживали прогрессивные деятели чешской культуры (в т. ч. Я. Неруда, О. Гостинский); с другой стороны, С. обвиняли в отходе от национальных традиций (влияния Листа и Р. Вагнера).
В связи с потерей слуха С. оставил пост дирижёра и поселился в деревне Ябкенице близ Праги, где создал свои лучшие оркестровые сочинения - цикл «Моя Родина» (1874-79), состоящий из 6 программных симфонических поэм («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик»),
в которых воспеваются чешская природа и чешский народ (по национальным героическим преданиям); там же написаны оперы
«Тайна» (1878), «Чёртова стена» (1882) и «Виола» (не окончена, пост. в 1924), 2 струнных квартета (1-й, автобиографический, - «Из моей жизни», 1876; 1883) и другие камерно-инструментальные сочинения, хоры,
«Чешские песни» для фортепиано. (1879).
Творчество С., композитора-патриота, боровшегося за передовые художественные идеалы, отличающееся национальным своеобразием и высоким мастерством, определило дальнейшие пути развития чешской музыки. Его именем в Праге названы концертный зал, струнный квартет, музыкальное общество, публикующее полное собрание его сочинений. В Праге имеется (с 1928) Музей С. с филиалами в Литомишле и Ябкенице.
Лит.: Гулинская З., Бедржих Сметана, М., 1959; Мартынов И., Бедржих Сметана, М., 1963; Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 2, М., 1973, гл. 3; Hostinskэ О., Bedřich Smetana a jeho boj о modernн českou hudbu, Praha, 1901; Nejedl
э Z., Bedřich Smetana, kn. 1-7, Praha, 1950-54; Plavec J., Smetanova tvorba sborova, Praha, 1954; Soupis dopisu Bedřicha Smetany, «Miscellanea musicologica», 1960, sv. 15; Clapham J., Smetana, L., 1972.
И. Ф. Бэлза.
Б. Сметана.


Сметана - см. в ст. Молочнокислые продукты.

Смета Расходов    Сметана    Сметание