Шрифт

Значение слова Шрифт по Ефремовой:
Шрифт - 1. Рисунок, начертание букв.
2. Полный комплект типографских литер определенного рисунка, содержащий алфавит, знаки препинания, цифры, математические, химические и т.п. знаки.

Значение слова Шрифт по Ожегову:
Шрифт - Форма письменных или печатных знаков

Шрифт в Энциклопедическом словаре:
Шрифт - (нем. Schrift) - в полиграфии - комплект литер, воспроизводящийкакой-либо алфавит (латинский, русский, арабский, греческий и др.), атакже цифры и знаки. Шрифты различаются характером рисунка (см.Гарнитура), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый,полужирный, жирный), размером (см. Кегль).

Значение слова Шрифт по словарю Ушакова:
ШРИФТ, шрифта, мн. шрифты и (разг.) шрифты, м. (нем. Schrift - письмо). Полный комплект типографских литер определенного рисунка для набора, содержащий алфавит со всеми знаками препинания, цифрами. Шрифты по характеру рисунка букв делятся на гарнитуры. Курсивный шрифт. Латинский шрифт. || только ед. печать (см. печать в 5 знач.), печатные буквы. Крупный шрифт. Мелкий шрифт.

Значение слова Шрифт по словарю Даля:
Шрифт
м. немецк. набор, отлитые, для печати, буквы. Шрифты (наборы) получают названья, коими их и обозначают. Сперва режутся на стали пунсоны (чеканы), коими выбиваются с одного удара в меди матрицы (льяки), а в них льется шрифт (набор) из гарту, сплава олова, свинца, цинку и железных опилков. Каждому из наборов дано, по почерку его, особое названье; строчный, обычный набор: цицеро, и к нему косой, курсив, курсик; прописной или крупный: корпус, разных названий: английский, долгий, черненький, толстый, египетский и пр. затем, мелкий: петит и косой петит, коего малейший вид бриллиантовый, на обороте наших асигиаций.

Определение слова «Шрифт» по БСЭ:
Шрифт (нем. Schrift, от schreiben - писать)
графическая форма знаков алфавитной системы письма. В зависимости от техники воспроизведения Ш. различают след. его основные виды: рукописный, написанный пером или другим инструментами на мягком материале (папирусе, пергаменте, бумаге и др.; см. Палеография); рисованный, нанесённый кистью или другим инструментом на вывесках, вазах, образцах тканей, оригиналах переплётов, обложек, титульных листов и других элементов изданий; гравированный, вырезанный или высеченный на дереве, металле, камне или другом твёрдом материале, используется для надписей на памятниках, архитектурных сооружениях (Эпиграфика) или на Гравюрах; наборный, составленный из отдельных литер и других элементов и предназначенный для ручного или механизированного набора текста, воспроизводимого при печати главным образом на бумаге (такие Ш., за исключением Ш. наборно-пишущих машин и фотонаборных машин, называются типографскими). В узком смысле типографским Ш. называется комплект типографских литер, предназначенных для набора. Типографские, рисованные и гравированные Ш., а также Ш. наборно-пишущих и фотонаборных машин, воспроизводимые печатным способом, называются печатными Ш.
В соответствии с назначением типографские Ш. подразделяются на текстовые - для текстового набора; титульные - для набора обложек, титульных листов, заголовков; акцидентные - для набора малых типографских форм (дипломы, бланки, этикетки, объявления и т.п.).
По контрастности (отношение толщин оснований и соединительных штрихов букв), наличию и форме засечек различают в основном 7 групп типографских Ш. (рис. 1). В особую группу входят Ш., которые по рисунку не могут быть включены в указанные группы, в том числе рукописные, имитационные (например, Ш. пишущих машин) и др. В зависимости от начертания, определяемого в основном наклоном очка, его шириной и насыщенностью (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета), типографские Ш. бывают прямые, курсивные, наклонные; нормальные, узкие, широкие; светлые, полужирные, жирные. Ш. одного и того же начертания делятся на Ш. разных кеглей (См. Кегель); Ш., разные по кеглю и начертанию, но одинаковые по характеру рисунка, объединяются в одну группу, называемую гарнитурой шрифта. Каждая гарнитура имеет наименование, например елизаветинская, банниковская, школьная и т.д. Ассортимент гарнитур Ш., применяемых в типографиях СССР, регламентирован стандартами.
Рисунок первых типографских Ш. создавался на основе рукописных Ш., например рукописного Полуустава (рис. 2а, 1) - русский Ш., готический Ш. (готического письма (См. Готическое письмо)) (рис. 2а, 2) - латинский Ш. Первоисточником современного руского типографского Ш. является Гражданский шрифт, утвержденный Петром I в 1708 (рис. 2а, 3); первоисточником современного латинского Ш. - Ш. антиква (рис. 2а, 4), возникший в эпоху Возрождения в конце 15 в. Некоторые гарнитуры Ш., появившиеся ещё в начале 20 в., применяются в типографиях СССР до сих пор: литературная (ранее называвшаяся латинской), елизаветинская, академическая (рис. 2б, 1-3).
К числу гарнитур, разработанных в СССР с конца 40-х гг., относятся: обыкновенная новая (рис. 2б, 4), банниковская, Лазурского (рис. 2б, 5, 8) - для литературно-художественных изданий и книг по искусству (в основе - гражданский Ш. петровского периода и Ш. эпохи Возрождения); школьная (рис. 2б, 2, 6)- для школьных учебников и изданий для детей; новая газетная - для газет; журнальная рубленая - для журналов (рис. 2б, 7); Рерберга, акцидентная Телингатера, бажановская, Кузаняна (рис. 2б, 9-12) - для титульных элементов (в основе - рисованные Ш. советских художников) и мн. др. Часто одним и тем же Ш. (обычно классического образца) могут быть набраны издания политической, научной, художественной, детской и учебной литературы.
Многие рисунки современного латинского Ш., широко применяемых в зарубежных странах, созданы на основе классических образцов, например гарамон (Франция, 30-е гг. 16 в., рис. 2в, 3), кезлон (Великобритания, начало 18 в.), баскервилль (Великобритания, середина 18 в., рис. 2в, 1), бодони (Италия, начало 19 в., рис. 2в, 2) и др.; к оригинальным образцам современного лат. Ш. относятся Ш. типа египетских (с очень малой контрастностью, с засечками прямоугольной брускообразной формы) - мемфис (рис. 2в, 5), бэтон, типа гротесковых (без засечек) - футура, гилл-санс, универс (рис. 2в, 4) и др.
Лит.: Шицгал А. Г., Русский рисованный книжный шрифт советских художников, М., 1953; его же, Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения, М., 1974; Спиров Н. А., Проектирование и производство типографских шрифтов, М., 1959; Большаков М. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г., Книжный шрифт, М., 1964; Тоотс В., Современный шрифт, М., 1966; Воронецкий Б. В., Кузнецов Э. Д., Шрифт, 2 изд., Л., 1975; Updike D. В., Printing types. Their history, forms and use, v. 1-2, Camb., 1962; Kapr A., Schriftkunst, Dresden, 1971.
А. Г. Шицгал.
Рис. 1. Графические признаки основных групп (гарнитур) шрифта: 1 - литературная (бывшая латинская), банниковская, типа гарамон; 2 - типа баскервилль; 3 - обыкновенная новая, елизаветинская, типа бодони; 4 - академическая, школьная, бажановская; 5 - типа Телингатера; 6 - брусковая газетная, типа мемфис; 7 - журнальная рубленая, типа универс.

Рис. 2а. Некоторые образцы исторических шрифтов и гарнитур: 1 - рукописный полуустав; 2 - готический; 3 - гражданский; 4 - антиква.

Рис. 2б. Некоторые образцы современных русских шрифтов и гарнитур: 1 - литературная; 2 - елизаветинская; 3 - академическая; 4 - обыкновенная новая; 5 - банниковская; 6 - школьная; 7 - журнальная рубленая; 8 - Лазурского; 9 - Рерберга; 10 - акцидентная Телингатера; 11 - бажановская; 12 - Кузаняна.

Рис. 2в. Некоторые образцы современных латинских шрифтов и гарнитур: 1 - баскервилль; 2 - бодони; 3 - гарамон; 4 - универс; 5 - мемфис.

Шримс    Шрифт    Шрифтист