Тенденция

Значение слова Тенденция по Ефремовой:
Тенденция - 1. Мысль, идея, лежащая в основе какого-л. изложения, изображения и внушаемая логическими или художественными средствами.
2. Предвзятая, односторонняя мысль, не вытекающая из существа дела, но навязываемая кому-л.
3. Стремление, намерение, свойственное кому-л., чему-л.; направленность во взглядах или действиях.

Значение слова Тенденция по Ожегову:
Тенденция - Замысел, идея какого-нибудь изложения, изображения


Тенденция Направление развития, склонность, стремление
Тенденция Предвзятая, односторонняя мысль, навязываемая читателю, зрителю, слушателю Lib

Тенденция в Энциклопедическом словаре:
Тенденция - (от ср.-век. лат. tendentia - направленность) -..1) направлениеразвития какого-либо явления, мысли, идеи...2) В искусстве - а) составнаячасть художественной идеи: идейно-эмоциональная направленностьпроизведения, авторское осмысление и оценка конфликта и характеров,выраженные через систему образов; б) более узко - открыто, внеобразновыразившееся в художественном произведении социальное, политическое илинравственное пристрастие художника. Ср. Тенденциозность.

Значение слова Тенденция по Финансовому словарю:
Тенденция - ориентация курса акций на повышение либо на понижение.

Значение слова Тенденция по словарю Ушакова:
ТЕНДЕНЦИЯ
(тэнденция, тендэнция), тенденции, ж. (от латин. tendo - напрягаю, направляю) (книжн.). 1. мысль, идея, лежащая в основании какого-н. изложения, изображения и внушаемая (читателю, зрителю) логическими или художественными средствами. Основная тенденция автора клонится к тому, что... Замысел спектакля имеет определенную тенденцию - резко очертить идейную борьбу поколений. 2. Предвзятая, односторонняя мысль, не вытекающая из существа дела (напр. из логического рассуждения или из развития художественного образа), но навязываемая читателю, зрителю (неодобрит.). В романе сквозит плохо прикрытая тенденция. Пьеса с тенденцией. 3. Стремление, склонность, свойственное кому-чему-н. направление развития. ...От политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества мы перешли к политике ликвидации кулачества как класса. Сталин (1929 г.). В советской промышленности наблюдается неуклонная тенденция к повышению производительности труда. Во многих языках наблюдается тенденция к сокращению безударных гласных.

Значение слова Тенденция по словарю Даля:
Тенденция
франц. направленье, стремленье, тягота к чему.

Определение слова «Тенденция» по БСЭ:
Тенденция - и тенденциозность (от лат. tendo - направляю, стремлюсь), в искусстве идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов. В таком понимании Т. - органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект и присуща всякому художественному произведению (исключая чисто экспериментальные). В качестве синонима Т. нередко употребляют понятие пафоса.
В более употребительном и узком значении Т. называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившиеся в реалистическом, ориентированном на предельную объективность произведении (посредством растворения «личности» в «принципе», то есть её идеализации, шаржирования, рассудочного построения, или неоправданного логикой конфликта финала произведения, или иного способа «выхода идеи из образа»).
Однако ряд современных исследователей предпочитают в этом случае говорить не о Т., а о тенденциозности. Следует отметить, что на практике, в литературе полемике и конкретных критических оценках смысл и эстетическая оценка Т. и тенденциозности многозначны, хотя приведённые определения и остаются в современной критике наиболее общезначимыми ориентирами.
Понятия Т. и тенденциозности становятся остропроблемными в середине 19 в.. то есть в период зрелости Реализма и одновременно - первых симптомов Натурализма, поставившего под сомнение «идеальное» начало в искусстве и ориентировавшегося на
«бесстрастие» естественных наук. Писатели-реалисты равно отстаивают и предельную объективность в отображении реальности (или «основ» и «логики жизни»), и образное выражение «идеального», «высшего взгляда»
автора; но художественно совершенным признают лишь их слияние, при котором авторская «идея о мире» присутствовала бы «между строк» (Л. Н. Толстой). Открытая же Т., или тенденциозность («идея высказывается помимо образа» - И. А. Гончаров),
в реалистическом эпосе и драме обычно нарушает художественную правду, внутреннее самодвижение конфликта и самораскрытие характеров, хотя при этом может и не противоречить объективным «запросам жизни». Однако, противополагая открыто
«тенденциозное» «художественному», русские классики не боялись впадать в тенденциозность, когда необходимо было выразить наболевшую мысль о животрепещущих проблемах социального бытия («Бесы» Ф. М. Достоевского или «Воскресение» Л. Н. Толстого).
Такой особенности русских реалистов остаётся верным искусство социалистического реализма, начиная с его основоположника М. Горького (роман «Мать»).
Марксистская критика всегда отстаивала Т. в широком смысле, особенно в борьбе с Формализмом и «искусством для искусства», оценка же Т. в узком смысле, или тенденциозности, не может быть однозначна: открытая Т. естественна в жанрах сатиры (в том числе карикатуры), романтики, гражданской лирики, научной фантастики, аллегории, плаката, в произведениях. исполненных романтического начала; в реалистических же эпических, драматических, живописных произведениях, тяготеющих к объективному, художественно беспристрастному отображению,
«свободный выход субъективности художника» (Гегель) может быть идейно оправдан, если в них поставлены кардинальные проблемы общественной жизни, а их освещение автором - самобытное, выстраданное и глубокое, свободное как от иллюстративности, так и от мелкотравчатого обличительства, о которых насмешливо писал Ф. Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, т. 1, 1967, с. 8-9), считая такую Т. уделом литераторов «мелкого калибра».
В современной эстетике понятия Т. и тенденциозности идейно конкретизируются в принципе партийности искусства (см. Партийность).
В. А. Калашников, Ю. Б. Смирнов.

Тенденциозный    Тенденция    Тендер