Теософия

Значение слова Теософия по Ефремовой:
Теософия - Религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром.

Значение слова Теософия по Ожегову:
Теософия - Мистическое учение о возможности непосредственного постижения божества и общения с потусторонним миром

Теософия в Энциклопедическом словаре:
Теософия - (от греч. theos - Бог и sophia - мудрость) -..1) в широком смысле- всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественныхтайн...2) Мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей -соединение мистики буддизма и др. восточных учений с элементамиоккультизма и неортодоксального христианства.

Значение слова Теософия по Религиозному словарю:
Теософия - Синкретическое религиозно-мистическое учение, основанное русской писательницей Е.П.Блаватской. Учение сложилось под влиянием религиозных и философских концепций брахманизма, индуизма и буддизма, а также оккультизма и элементов гностицизма. Игнорируя ист

Значение слова Теософия по словарю Ушакова:
ТЕОСОФИЯ
теософии, мн. нет, ж. (от греч. theos - бог и sophia - мудрость). Религиозно-философское мистическое учение, утверждающее, будто в мистической опыте общения с т. наз. потусторонним миром открывается внутренний смысл всех религий.

Определение слова «Теософия» по БСЭ:
Теософия (от греч. theуs - бог и sophнa - мудрость, знание)
1) в широком смысле слова - мистическое богопознание (см. Мистика). В Ареопагитиках синоним теологии. Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к Т. Гностицизм, Неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16-18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, - Я. Бёме, Парацельса, Л. К. Сен-Мартена. Э. Сведенборга. Ф. Этингера и др. Ф. В. Шеллинг употреблял термин
«Т.» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной теософии» у Вл. Соловьева.
2) Религиозно-мистическое учение русской писательницы Е. П. Блаватской (1831-91; соч. «Тайная доктрина», 1888) и её последователей. Сложилось под влиянием индийских религиозно-философских концепций Брахманизма, Буддизма, Индуизма (учение о карме - перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также Оккультизма и некоторых элементов гностицизма. Отбрасывая
«исторические формы религии», Т. стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной какой-либо определённой догматикой. Согласно Т., конечная цель человека - достижение оккультного
«знания» и сверхъестественных способностей - осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции немногочисленных «посвященных», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Г. Олкоттом с целью
«образовать ядро всемирного братства», «содействовать сравнительному изучению религии и философии», «исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека». Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки: в 1879 центр его был перенесён в Индию (с 1882 - в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, которая в 1912 объявила Кришнамурти новым
«спасителем» человечества (позднее Кришнамурти отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. выделилась Антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.
Лит.: Ледбитер Ч., Краткий очерк теософии, пер. с англ.. Калуга, 1911; Шахнович М. И., Современная мистика в свете науки, М.- Л., 1965; Guenon R., Le theosophisme. Histoire dune pseudoreligion, P., 1921; Bichimair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950.

Теософическое Общество    Теософия    Теософка