Мистика

Значение слова Мистика по Ефремовой:
Мистика - 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.
2. перен. разг. Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.

Значение слова Мистика по Ожегову:
Мистика - Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним


Мистика Нечто загадочное, необъяснимое

Мистика в Энциклопедическом словаре:
Мистика - (от греч. mystikos - таинственный) - религиозная практика, имеющаяцелью переживание в экстазе ''непосредственного единения'' с Богом, а такжесовокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих иосмысляющих эту практику (см. Мистицизм).

Значение слова Мистика по Религиозному словарю:
Мистика - Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственное единение с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих эту практику.

Значение слова Мистика по словарю Ушакова:
МИСТИКА
мистики, мн. нет, ж. (от греч. mystikos - таинственный). 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. наз. потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства. 2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. ирон.). Это уж мистика какая-то! Мистику разводить.

Значение слова Мистика по словарю Даля:
Мистика
ж. ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, -чный, сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм м. ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости. Мистик м. предавшийся мистике, мистицизму. Мистифировать кого, дурачить, тешиться обманом, вводить в длительное заблуждение, для одной забавы. Мистификация ж. шуточный обман или содержание человека в забавной и длительной ошибке. Мистерия ж. таинственный обряд языческой веры; | зрелище, представление из Ветхого Завета, духовная драма.

Определение слова «Мистика» по БСЭ:
Мистика (от греч. mystikуs - таинственный)
религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Мировоззренческие основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах Теизма (Иудаизм, Христианство, Ислам) абсолют - это личный бог, и
«единение» с ним - это диалогическое «общение», которое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях «общение» может переосмысляться как «слияние»
(так, исламский мистик аль-Халладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал «я есмь Истинный», т. е. бог). Наконец, в системах нетеистической М. место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (Дао Даосизма, шуньята Буддизма, «единое» Неоплатонизма и т. п.).
Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к Иррационализму, Интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых - смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср. «благородное молчание» буддистов).
Теология М. обозначается в христианских традиции как «отрицательная» («апофатическая», «негативная»), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и Йога в индийских системах М., «умное делание» православных монахов),
обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах («янтры» и «мандалы» в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов («мантры» Индуизма, «молитва Иисусова» в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд),
на отдедбных словах и т. д. В некоторых системах М. для таких «медитаций» рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, Исихазм). Приёмы могут быть самыми разными - от бешеной пляски дервишей до тихого
«умиления» христианских аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники Аскетизма (или, как в некоторых видах Гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологические состояния,
«посвящаемому» ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству «посвященного», который испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа «гуру» в индуизме, «пира» в Суфизме, «старца»
в исихазме, «цаддика» в Хасидизме.
Хотя исторический аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с философской и логической культурой - в Индии (Веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (Пифагореизм, Платонизм).
Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Римской империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, Манихейство), конец средневековья в 13-14 вв. (суфизм, Каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17-18 вв. (кружки янеснистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определённых исторических условиях М. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, например, роль М. в мировоззрении плебейских сект времён Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы М. давали импульс идеалистической диалектике (Ф. Энгельс, имея в виду развитие идей М. в классическом немецком идеализме, называл немецкого мистика Я. Бёме «...предвестником грядущих философов...» - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 574).
В условиях кризиса современного буржуазного общества в полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной М. (Теософия и Антропософия), а также крайне вульгаризованная практика обретения
«мистического опыта» - от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи многим течениям современной идеалистической философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических, «сциентистских» (см. Сциентизм) направлениях, как Неопозитивизм (интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род «апофатической» М., аналог «благородному молчанию» буддистов).
Марксизм-ленинизм рассматривает М. как превратную форму отражения реального мира, несовместимую с научным, материалистическим мировоззрением, как бегство от противоречий общественного бытия человека.
Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Otto R., West-цstliche Mystik, 2 Aufl., Gotha, 1929; Suzuki D. Т., Mysticism. Christian and Buddhist, L., 1957; Scholem G., Die jьdische Mystik in ihren Hauptstr
цmungen, Z., 1957.
С. С. Аверинцев.

Мистик    Мистика    Мистификатор