Умозрение

Значение слова Умозрение по Ефремовой:
Умозрение - 1. Познание действительности путем созерцания и теоретического размышления, в отрыве от практики и опыта.
2. Абстрактное, не основанное на опыте рассуждение.

Значение слова Умозрение по Ожегову:
Умозрение - Мыслительное представление, взгляды, основанные на пассивном созерцании, не опирающиеся на опыт

Умозрение в Энциклопедическом словаре:
Умозрение - (спекуляция) - тип филосфского мышления, характеризующийсяабстрагированием от чувственного опыта. По выражению Шеллинга, умозрение''конструирует'' бытие, пытаясь вывести всю полноту мирового целого изисходных категорий. В истории философии выявились два типа умозрения -рационалистический (роль математики как образца умозрения в пифагореизме,платонизме, неоплатонизме) и интуитивистский (непосредственное созерцаниеидеи как эйдоса, т. е. некоего духовного образца).

Значение слова Умозрение по словарю Ушакова:
УМОЗРЕНИЕ
умозрения, ср. 1. только ед. В идеалистической философии - познание действительности путем созерцания и теоретического размышления, в отрыве от практики и опыта, спекуляция (см. спекуляция в 5 знач.; филос.).

Определение слова «Умозрение» по БСЭ:
Умозрение - идеалистически ориентированное философское мышление, абстрагирующееся от чувственного опыта. У., по выражению Ф. В. Шеллинга, «конструирует» бытие, пытаясь вывести всю полноту мирового целого из исходных категорий. В истории идеализма выявились два типа У. - рационалистический и интуитивистский. Первый характеризуется преобладанием понятийной работы с абстракциями по типу математического мышления (средняя роль математики как образца для У. в Пифагореизме, Платонизме, Неоплатонизме), связан с решением формально-логических проблем и вопросов идеалистической диалектики. Второй тип характеризуется стремлением к непосредственному, интуитивному
«созерцанию» идеи как Эйдоса, т. е. некоего духовного образа; он также иногда играл известную роль в развитии диалектики (например, у Плотина, Я. Бёме), однако обычно перерождался в мистику. Будучи преобладающим методом философского мышления в античной философии и господствующим в средневековой схоластике, У. было отвергнуто Ф. Бэконом, для которого
«наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142), и всей материалистической мыслью нового времени. См. статьи Спекулятивное, Интуиция.
С. С. Аверинцев.

Умозаключить    Умозрение    Умозритель