Гностицизм

Значение слова Гностицизм по Ефремовой:
Гностицизм - Религиозно-мистическое течение I-III вв. в Римской империи.

Гностицизм в Энциклопедическом словаре:
Гностицизм - (от греч. gnostikos - знающий) - религиозное дуалистическоеучение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моментыхристианского вероучения (т. н. иудеохристианский гностицизм), популярнойгреческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен;притязал на ''истинное'' знание о боге и конечных тайнах мироздания. Сгностицизмом связано возникновение манихейства (3 в.). Оказал влияние насредневековые ереси и неортодоксальную мистику Нового времени.

Значение слова Гностицизм по Религиозному словарю:
Гностицизм - Комплекс религиозных течений, появившихся в самом начале христианской эпохи, в I веке н.э. на Ближнем Востоке или в Александрии. Течения гностицизма часто весьма отличны друг от друга. Для гностицизма характерны два мифа, в большинстве случаев соответст

Значение слова Гностицизм по словарю Ушакова:
ГНОСТИЦИЗМ, гностицизма, мн. нет, м. (от греч. gnostikos - познавательный) (истор. филос.). Направление религиозной философии первых веков христианства, разрабатывавшее христианскую догматику на основе неоплатонизма, пифагорейства и религиозных учений Востока.

Определение слова «Гностицизм» по БСЭ:
Гностицизм (от греч. gnostikos - познающий)
общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект. Сочинения гностиков уничтожались христианской ортодоксией и дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с Г. В 1945-46 в Хенобоскионе в Египте был найден большой архив гностических текстов.
Происхождение Г. и существование независимого от христианства языческого или иудаистского Г. неясны. Внутри христианства гностические тенденции заметны уже в самый ранний его период; наивысшего развития они достигают во 2 в. Помимо влияния восточных религиозных мистерий, для Г. характерно усвоение ряда идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и неопифагорейства. В основе Г. лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом - низшим божеством. В дуалистической мистике Г. материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь
«духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для Г. характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению.
Ко 2 в. относится деятельность гностиков Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина (или Саторнила) из Сирии, Маркиона из Понта и др. Позднейшей формой Г. можно считать персидское Манихейство. Во 2 в. Г. был преодолен христианством, однако скрытая гностическая традиция продолжает существовать вплоть до позднего средневековья. Влияние Г. прослеживается в позднейшей неортодоксальной христианской мистике - у немецких философов Я. Бёме, Ф. Баадера, Ф. В. Шеллинга; несомненны точки соприкосновения Г. с идеями антропософиии теософии. Отдельные гностические мотивы развивались русской религиозной философией (В. Соловьевым и его последователями), немецким философом Л. Циглером.
Лит.: Энгельс Ф., К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, гл. 2-3; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 2, СПБ, 1910; Поснов М. Э., Гностицизм и борьба церкви с ним во 2 в., К., 1912; его же, Гностицизм II в. и победа христианской церкви над ним, К., 1917; Quispel G., Gnosis als Weltreligion, Z., 1951; Jonas H., Gnosis und sp
дtantiker Geist, 2 Aufl., Bd 1-2, Gцtt., 1954; Wilson R. Mc L., The gnostic problem, L., 1958; Grant R. M., Gnosticism and early Christianity, 2 ed., N. Y., 1966; Haardt R., Die Gnosis. Wesen und Zeugnisse, Salzburg, 1967.
А. Ф. Лосев.

Гностик    Гностицизм    Гностический