Тома

Тома в Энциклопедическом словаре:
Тома - (Thoma) Ханс (1839-1924) - немецкий живописец. В ранних произведенияхТома преобладают реалистические тенденции (''Вечерний час'', 1868), позже -черты символики и стилизации (''Адам и Ева'', 1897).


(Thomas) Амбруаз (1811-96) - французский композитор. Один изсоздателей жанра лирической оперы: ''Миньон'' (1866), ''Гамлет'' (1868). Авторкомических опер ''Кади'' (1849), ''Сон в летнюю ночь'' (1850), балетов и др. С1856 профессор (в 1871-96 директор) Парижской консерватории ДЕ ТОМОН (Thomas de Thomon) Жан (1760-1813) - российский архитектор.По происхождению француз. С 1799 работал в России. В монументальных формахрусского ампира выстроены Биржа и ростральные колонны в Санкт-Петербурге(1805-10), ''Мавзолей'' в Павловске (1805-08).

Значение слова Тома по словарю медицинских терминов:
Тома-Жюманти симптом (А. А. Н. Thomas, 1867-1963, франц. невропатолог; Jumantie) - чрезмерное разведение пальцев при попытке больного охватить предмет; признак поражения мозжечка и его проводящих путей.


Тома-Ру симптом (A. A. H. Thomas, 1867-1963, франц. невропатолог) - см. Рефлекс солярный.
Тома - см. Дежерина-Тома...

Определение слова «Тома» по БСЭ:
Тома - Тома (Thomas)
Альбер (16.6.1878, Шампиньи-сюр-Марн, - 7.5.1932, Париж), французский политический деятель, историк. С 1904 сотрудничал в социалистической печати. С 1910 депутат парламента от социалистической партии (СФИО), один из лидеров реформизма. В годы 1-й мировой войны 1914-18 социал-шовинист. В 1915-16 государственный секретарь, а в 1916-17 министр вооружения. В мае 1916 и в апреле - июне 1917 посетил Россию с целью активизировать её действия в империалистической войне. Один из создателей и в 1920-32 председатель Международной организации труда при Лиге Наций. Автор ряда исторических трудов, из которых наиболее значителен -
«Вторая империя. 1852-1870» (1907, рус. пер. 1908).


Тома - Тома (Thoma)
Ханс (2.10.1839, Бернау, Баден, - 7.11.1924, Карлсруэ), немецкий живописец и график. Учился в художественной школе в Карлсруэ (1859-66). Профессор АХ в Карлсруэ (1899-1916). Реалистическим пейзажам, портретам, сценам из сельской жизни, написанным густыми звучными красками, присуще проникновенное национально-романтическое своеобразие
(«Вечерний час», 1868, Кунстхалле, Гамбург; «Шварцвальдский пейзаж», 1872, Национальная галерея, Берлин; Автопортрет, 1880, Картинная галерея, Дрезден). В поздних символистских религиозных картинах, созданных под влиянием А. Бёклина, преобладают черты фантастики и стилизации
(«Адам и Ева», 1897, Эрмитаж, Ленинград).
Лит.: Lauts J., Hans Thoma, Konigstein im Taunus, [1963].
Х. Тома. Портрет девочки. 1888. Новая национальная галерея. Берлин-Далем.
Тома - Тома (Thomas)
Шарль Луи Амбруаз (5.8.1811, Мец, - 12.2.1896, Париж), французский композитор, член Института Франции (1851). Сын учителя музыки. В 1832 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у Ф. В. Калькбреннера (фортепьяно), Ж. Ф. Лесюэра (композиция). Дебютировал как оперный композитор в 1837
(«Двойная лестница» по Э. Скрибу). Известность ему принесли произведения в жанре лирической оперы (один из создателей этого жанра) - «Миньон» (по роману «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте, 1866, «Опера комик», Париж),
«Гамлет» (по Шекспиру, 1868, «Гранд-Опера»). Произведениям Т. свойственны достоинства и недостатки лирической оперы: при мелодичности, изяществе, сценичности в них снижено социально-философское содержание литературы первоисточников. Автор комических опер
«Кади» (1849), «Сон в летнюю ночь» (по Шекспиру, 1850), балетов, в том числе «Буря» (по Шекспиру, 1889), и др. Т. преподавал в Парижской консерватории (с 1852 - профессор, в 1871-93 - директор). Среди его учеников - Ж. Массне.
Лит.: Curzon Н. de, A. Thomas, P., 1921.

Том    Тома    Томагавк