Тома
Тома в Энциклопедическом словаре:
Тома - (Thoma) Ханс (1839-1924) - немецкий живописец. В ранних произведенияхТома преобладают реалистические тенденции (''Вечерний час'', 1868), позже -черты символики и стилизации (''Адам и Ева'', 1897).
(Thomas) Амбруаз (1811-96) -
французский композитор. Один изсоздателей жанра лирической оперы:
''Миньон'' (1866),
''Гамлет'' (1868). Авторкомических опер
''Кади'' (1849), ''Сон в летнюю
ночь'' (1850), балетов и др. С1856
профессор (в 1871-96 директор) Парижской консерватории ДЕ ТОМОН (Thomas de Thomon) Жан (1760-1813) -
российский архитектор.По происхождению
француз. С 1799 работал в России. В монументальных формахрусского ампира выстроены
Биржа и ростральные колонны в Санкт-Петербурге(1805-10),
''Мавзолей'' в Павловске (1805-08).
Значение слова Тома по словарю медицинских терминов:
Тома-Жюманти симптом (А. А. Н. Thomas, 1867-1963, франц. невропатолог; Jumantie) - чрезмерное разведение пальцев при попытке больного охватить предмет; признак поражения мозжечка и его проводящих путей.
Тома-Ру
симптом (A. A. H. Thomas, 1867-1963, франц. невропатолог) - см.
Рефлекс солярный.
Тома - см. Дежерина-Тома...
Определение слова «Тома» по БСЭ:
Тома - Тома (Thomas)
Альбер (16.6.1878, Шампиньи-сюр-Марн, - 7.5.1932, Париж), французский политический деятель, историк. С 1904 сотрудничал в социалистической печати. С 1910 депутат парламента от социалистической партии (СФИО), один из лидеров реформизма. В годы 1-й мировой войны 1914-18 социал-шовинист. В 1915-16 государственный секретарь, а в 1916-17 министр вооружения. В мае 1916 и в апреле - июне 1917 посетил Россию с целью активизировать её действия в империалистической войне. Один из создателей и в 1920-32 председатель Международной организации труда при Лиге Наций. Автор ряда исторических трудов, из которых наиболее значителен -
«Вторая империя. 1852-1870» (1907, рус. пер. 1908).
Тома - Тома (Thoma)
Ханс (2.10.1839,
Бернау, Баден, - 7.11.1924,
Карлсруэ), немецкий
живописец и
график. Учился в
художественной школе в Карлсруэ (1859-66).
Профессор АХ в Карлсруэ (1899-1916). Реалистическим пейзажам, портретам, сценам из сельской жизни, написанным густыми звучными красками, присуще
проникновенное национально-романтическое своеобразие
(«Вечерний час», 1868, Кунстхалле, Гамбург; «Шварцвальдский пейзаж», 1872, Национальная
галерея, Берлин;
Автопортрет, 1880, Картинная галерея,
Дрезден). В поздних символистских религиозных картинах, созданных под влиянием А. Бёклина, преобладают
черты фантастики и стилизации
(«Адам и Ева», 1897,
Эрмитаж, Ленинград).
Лит.: Lauts J., Hans Thoma, Konigstein im Taunus, [1963].
Х. Тома.
Портрет девочки. 1888.
Новая национальная галерея. Берлин-Далем.
Тома - Тома (Thomas)
Шарль Луи Амбруаз (5.8.1811, Мец, - 12.2.1896, Париж), французский
композитор, член Института Франции (1851). Сын учителя музыки. В 1832 окончил Парижскую
консерваторию, где занимался у Ф. В. Калькбреннера
(фортепьяно), Ж. Ф. Лесюэра
(композиция). Дебютировал как
оперный композитор в 1837
(«Двойная лестница» по Э. Скрибу).
Известность ему принесли
произведения в жанре лирической оперы (один из создателей этого жанра) - «Миньон» (по роману «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте, 1866, «Опера комик», Париж),
«Гамлет» (по
Шекспиру, 1868, «Гранд-Опера»). Произведениям Т. свойственны достоинства и недостатки лирической оперы: при
мелодичности, изяществе, сценичности в них снижено социально-философское
содержание литературы первоисточников. Автор комических опер
«Кади» (1849), «Сон в летнюю ночь» (по Шекспиру, 1850), балетов, в том числе «Буря» (по Шекспиру, 1889), и др. Т. преподавал в Парижской консерватории (с 1852 -
профессор, в 1871-93 -
директор). Среди его учеников - Ж. Массне.
Лит.: Curzon Н. de, A. Thomas, P., 1921.
Том
Тома
Томагавк