Тассо
Тассо в Энциклопедическом словаре:
Тассо - (Tasso) Торквато (1544-95) - итальянский поэт Возрождения и барокко.Героическая поэма ''Освобожденный Иерусалим'' (издание 1580) былаподвергнута суду инквизиции (2-я редакция в ортодоксальном католическомдухе - ''Завоеванный Иерусалим'', 1587-92). Пасторальная драма ''Аминта''(постановка 1573, издание 1580). Философские ''Диалоги'' (1583). Трактат''Рассуждение о поэтическом искусстве'' (1565-66). Религиозные поэмы,сонеты, канцоны, мадригалы.
Определение слова «Тассо» по БСЭ:
Тассо (Tasso)
Торквато (11.3.1544, Сорренто, - 25.4.1595, Рим), итальянский поэт. Сын поэта Б. Тассо. Окончил Болонский университет (1565). С 1572 Т. - придворный поэт феррарского герцога Альфонса II дЭсте. Под влиянием контрреформации Т. отказался от философского скептицизма. Впал в болезненную религиозность, страдал манией преследования. В 1579- 1586 по приказу герцога был заключён в госпиталь для сумасшедших. В последние годы жизни скитался по городам Италии.
В творчестве Т. сочетаются черты стиля Возрождения и сменяющих его стилей Классицизма и Барокко. Ренессансную лирику 60-х - начала 70-х гг., изображающую природу и любовное чувство, сменяют барочные стихи (1579-86) с их натуралистичностью и гиперболизмом. Пасторальная драма
«Аминта» (1573, опубликованная 1580), проникнутая пантеистическим восприятием мира и мыслью о могуществе любви, - произведение ренессансное с тенденцией к классицизму. Трактат «Рассуждения о поэтическом искусстве» (1565-66, издание 1587) и его 2-я редакция
«Рассуждения о героической поэме» (1594) основаны на поэтике Аристотеля и являются теоретической базой нового смешанного жанра Т., сочетающего античную эпопею с рыцарской поэмой Л. Ариосто. Главное произведение Т. - историческая поэма «Гоффредо»
(написана в 1574-75), полностью опубликована под названием «Освобожденный Иерусалим» (1580, рус. пер. Д. Мин, т. 1-3, 1900), имела актуальное значение в связи с военными столкновениями европейских народов с турками. В поэме противоборствуют принципы гуманизма и индивидуализма, характерные для Возрождения, и мораль периода контрреформации. Поэтическим образцом для Т. служила
«Илиада», 2-я редакция поэмы «Завоёванный Иерусалим» (1593) выдержана в ортодоксально-католическом духе. Творчество Т. сыграло важную роль в развитии западноевропейской литературы 17-18 вв., а образ самого Т. запечатлен в произведениях И. В. Гёте, Дж. Байрона, К. Н. Батюшкова и др.
Соч.: Opere, a cura di G. Rosini, v. 1-33, Pisa, 1821-32; Tutte ie poesie, a cura di L. Caretti, [Mil., 1957]; Opere, [v. 1-2, Mil., 1961-68]- в рус. пер.-Аминта, М.-Л., 1937.
Лит.: Розанов М., Пушкин, Тассо, Аретино, [М.-Л., 1937]; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Storia dellaletteratura italiana, direttori F. Cecchi e N. Sapegno, v. 4, [Mil., 1966].
Н. Г. Елина.
Т. Тассо.
Т. Тассо. «Аминта» (Париж, 1666) Гравюра Л. Коссена.
Тассилин-Аджер
Тассо
Тат