Вегенер

Вегенер в Энциклопедическом словаре:
Вегенер - (Wegener) Альфред Лотар (1880-1930) - немецкий геофизик. Участник(1906-08, 1912-13) и руководитель (1929-30) экспедиции в Гренландию. Автор(1912) теории дрейфа материков - первой гипотезы мобилизма.


Пауль (1874-1948) - немецкий актер театра и кино. Работал вНемецком театре с режиссером М. Рейнхардтом. Один из создателей немецкогокино. Снимался в фильмах: ''Голем'', ''Живые Будды'', ''Пражский студент'' и др.

Определение слова «Вегенер» по БСЭ:
Вегенер - Вегенер (Wegener)
Альфред Лотар (1.11.1880, Берлин, - конец ноября 1930, Гренландия), немецкий геофизик. Профессор университета в Граце (1924). Участник (1906-08, 1912-13) и руководитель (1929-30) экспедиций по исследованию Гренландии. Последняя экспедиция была предпринята для организации в центре Гренландии круглогодичной исследовательской станции
«Айсмитте» на высоте около 3000 м. Возвращаясь из этой экспедиции, В. погиб во льдах. Основные научные труды - по термодинамике атмосферы и палеоклиматологии. В. - автор (1912) тектонической гипотезы перемещения материков (см. Мобилизм).
Соч. в рус. пер.: Возникновение материков и океанов, М. - Л., 1925; Термодинамика атмосферы, М. - Л., 1935.
Лит.: Заломанов В., Профессор Альфред Вегенер, «Метеорологический вестник», 1931, № 5-8; Последняя экспедиция А. Вегенера в Гренландию 1930-31, пер. с нем., Л., 1935.


Вегенер - Вегенер (Wegener)
Пауль (11.12.1874, Бишдорф, - 13.9.1948, Берлин), немецкий актёр. Учился во Фрейбургском и Лейпцигском университетах. Дебютировал в театре в 1895. Наибольшую известность принесло В. исполнение роли Актёра в пьесе М. Горького «На дне»
(немецкое название «Ночлежка») и он был приглашен в 1906 М. Рейнхардтом в труппу Немецкого театра (Берлин). В этом театре с перерывами работал до 1948. Лучшие роли исполнил в классической драматургии, создав сложные, глубокие психологические характеры: Ричард III, Отелло, Макбет - в одноименных трагедиях Шекспира, а также Яго, король Клавдий
(«Отелло», «Гамлет» Шекспира). Играл Городничего («Ревизор» Гоголя), Олоферна («Юдифь» Хеббеля), Распутина («Заговор императрицы» А. Н. Толстого и Щеглова) и др.
В. как режиссёр, сценарист и актёр был одним из создателей немецкой художественной кинематографии. Он играл (1910-20-е гг.) роли фантастических таинственных персонажей - главные роли в фильмах «Пражский студент» (1912), «Голем»
(1913, 1920). Снимался также в фильмах «Сумурун» (1922), «Лукреция Борджиа» (1922), «Живые Будды» (1923), «Ткачи» по Г. Гауптману (1927). Как киноактёр отличался особой экспрессивной манерой исполнения.
После окончания 2-й мировой войны В. возглавил движение деятелей искусства за возрождение и развитие демократических традиций немецкого театра и кино. В Немецком театре им. М. Рейнхардта он исполнил роли Натана («Натан Мудрый» Лессинга), Полония
(«Гамлет» Шекспира), Полежаева («Беспокойная старость» Рахманова) и др. Продолжал сниматься в кино («Великий Мандарин», 1948).
Лит.: Мазинг Б., Пауль Вегенер, М. - Л., 1928; Bronnen A., Begegnungen mit Schauspielern, B., 1967, S. 56-62.
И. Я. Новодворская.

Вега Карпьо    Вегенер    Вегетарианец