Вейль
Вейль в Энциклопедическом словаре:
Вейль - (Вайль) (Weill) Курт (1900-50) - немецкий композитор. Сотрудничал сдраматургами Г. Кайзером, Б. Брехтом. Сценические произведения:''Трехгрошовая опера'' (1928), ''Возвышение и падение города Махагони'' (1930)и др. В 1935 эмигрировал в США, где писал музыку для бродвейских театров,в т. ч. мюзиклы. Создал новый тип злободневной сатирической драмы смузыкой.
(Weil) Симона (1909-43) -
французский социальный и религиозныйфилософ,
мистик. После немецкой оккупации Парижа в 1940 бежала в Марсель,затем в США и Великобританию, участвовала в движении Сопротивления.Сочинения -
''Бремя и
благодать'', ''Потребность в укоренении'', ''ОжиданиеБога''.
(Weyl)
Герман (1885-1955) -
немецкий математик; с 1933 в США. Трудыпо теории функций, теории чисел, теории групп и ее применениям к физике.
Значение слова Вейль по словарю медицинских терминов:
Вейль - см. Бабинского-Вейля...,Васильева-Вейля..., Клиппеля-Вейля...
Определение слова «Вейль» по БСЭ:
Вейль (Weyl)
Герман (9.11.1885, Эльмсхорн, Шлезвиг-Гольштейн, - 8.12.1955, Цюрих), немецкий математик. Окончил Гёттингенский университет (1908). В 1913-30 профессор Цюрихского политехнического института, в 1930-33 профессор Гёттингенского университета, в 1933 эмигрировал в США, работал в Принстоне в институте перспективных исследований (Institute for Advanced Study). Труды посвящены тригонометрическим рядам и рядам по ортогональным функциям, теории функций комплексного переменного, дифференциальным и интегральным уравнениям. Ввёл в теорию чисел, так называемые, «суммы Вейля».
Наиболее значительны работы В. по теории непрерывных групп и их представлений с применениями к проблемам геометрии и физики. В области философии математики В. - представитель интуиционизма.
Соч. в рус. пер.: Алгебраическая теория чисел, М., 1947; Классические группы, их инварианты и представления, М., 1947; Симметрия, М., 1968 (имеется библ.).
Вейль -
Вайль (Weill) Курт (2.3.1900,
Дессау, - 3.4.1950,
Нью-Йорк), немецкий
композитор и
дирижёр. Композиции учился у Э. Хумпердинка, Ф.
Бузони. В 1919-20 осуществлял оперные
постановки как дирижёр и
режиссёр в Дессау и
Люденшейде. Мировую
известность получила сатирическая
«Трёхгрошовая опера» (модернизированная
версия «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша со стихами Б. Брехта, 1928), обличающая
современное буржуазное общество; с неё началось
сотрудничество В. с Брехтом, к пьесам которого В. писал вставные номера - песенки и баллады,
затем оперы на его либретто
(«Счастливый конец», 1929; «Человек,
всегда говорящий "да"», «Возвышение и
падение города Махагонни», 1930;
балет с пением «Семь смертных грехов», 1933) и
многие др.
В 1933 эмигрировал во Францию, жил в Англии, с 1935 - в США, работал для «бродвейских театров» (Нью-Йорк), писал, так называемые, мюзиклы
(распространённый в США род
музыкальной комедии с элементами
эстрадной и
бытовой музыки, хореографии и оперетты), стремился
внести в этот жанр социально-критическое
содержание (народная
опера «Уличная сцена», 1947, опера «Потерян в звёздах», 1949, и др.).
В. создал жанр
остро сатирической
злободневной драмы с музыкой. Стремясь к
внедрению нового типа оперы для массового
слушателя, ввёл в неё разговорную речь,
популярные песни, модные
танцы, элементы джазовой музыки и городского фольклора.
Кроме театральной музыки, писал
оркестровые, камерные, хоровые
сочинения, а
также музыку для кино и
радио. Оказал
влияние на П. Хиндемита, Б. Бриттена, Дж. Гершвина и др.
Лит.:
Леонтьева О., Курт Вайль, «Советская музыка», 1963, № 1.
Вейи
Вейль
Веймар