Завадский
Завадский в Энциклопедическом словаре:
Завадский - (Zawadzki) Александр (1899-1964) - председатель Государственногосовета Польши с 1952. В 1944-1945 заместитель главкома Войска Польского. В1949-52 заместитель председателя Совета Министров.
Петр Васильевич (1838-?) -
украинский революционер, один изорганизаторов и руководителей Харьковско-Киевского тайного общества в1856-60. Сослан в Олонецкую губ.
Сильвестр (р. 1921) -
польский юрист, министр юстиции (1981-84).Труды в области теории государства и
права, государственного права.
Юрий Александрович (1894-1977) -
российский режиссер, актер,народный
артист СССР (1948),
Герой Социалистического Труда (1973). С 1915актер студии Вахтангова,
затем Московского Художественного академическоготеатра. С 1924 руководил основанной им театральной студией. С 1940 главныйрежиссер Театра им. Моссовета. Постановки:
''Трактирщица'' К. Гольдони(1940),
''Отелло'' У. Шекспира (1944),
''Маскарад'' М. Ю. Лермонтова (1952,1964),
''Шторм'' В. Н. Билль-Белоцерковского (1967), ''Петербургскиесновидения'' по Ф. М. Достоевскому (1969) и др. Спектакли Завадскогоотмечены чувством современности, тонким психологизмом. С 1947 профессорГосударственного института театрального искусства. Ленинская премия(1965), Государственная
премия СССР (1946, 1951).
Определение слова «Завадский» по БСЭ:
Завадский (Zawadzki)
Александр (16.12.1899, Бендзин, - 7.8.1964, Варшава), деятель польского рабочего движения, государственный деятель ПНР. С 1915 работал по найму в сельском хозяйстве, а затем на шахтах и металлургических предприятиях. В 1922 вступил в Коммунистический союз молодёжи Польши (КСМП), а в 1923 в компартию Польши. В 1923-25 член ЦК КСМП. В 1925 член секретариата ЦК КСМП Западной Белоруссии. За революционную деятельность неоднократно был арестован (1925, 1934, 1936), в тюрьмах провёл в общей сложности 11 лет. С конца 1939 - в СССР. В 1943 - один из организаторов Союза польских патриотов и формировавшегося в СССР Войска польского. В 1944 председатель Центрального бюро коммунистов Польши в СССР. В 1944-45 заместитель главнокомандующего Войска польского по политчасти и начальник штаба польских партизан. В августе 1944 - декабре 1948 член Политбюро ЦК Польской рабочей партии. В 1945-48 был уполномоченным правительства в Силезии, а затем воеводой Домбровско-Силезского воеводства. С декабря 1948 член ЦК и Политбюро ЦК Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) и одновременно в декабре 1948-1949 секретарь ЦК ПОРП. В 1949-50 председатель Центрального совета профсоюзов Польши. В 1949-52 заместитель председателя Совета Министров. С ноября 1952 председатель Государственного совета ПНР. С 1956 председатель Всепольского комитета фронта национального единства.
Ю. В. Бернов.
А. Завадский.
Завадский (Zawadzki)
Сильвестр (р. 19.10.1921, Варшава), польский учёный-юрист. Член Польской объединённой рабочей партии (ПОРП),
профессор Варшавского университета (с 1946). В 1955-67 профессор института общественных наук при ЦК ПОРП, а затем Высшей школы общественных наук при ЦК ПОРП, в 1963-68 заместитель учёного
секретаря Отделения общественных наук Польской АН. С 1954 заместитель, а с 1967
главный редактор журнала
«Паньство и право» («Państwo i prawo»), с 1969
директор института государствоведческих и юридических наук Варшавского университета. З. работает над проблемами государства и
права, а
также государственного права.
Автор монографий
«Развитие
связи народных
советов с трудящимися массами в
Народной Польше» (1955), «Государство благоденствия» (1964; рус. пер. 1966) и др.,
более 200 статей и
рецензий. Под руководством З. вышло 19 тт. издания «Проблемы народных советов»
(1970) и др.
Завадский - Юрий
Александрович [р. 30.6(12.7).1894, Москва], советский
режиссёр и
актёр, народный
артист СССР (1948). Член КПСС с 1944.
Творческий путь З. начался в 1915 в Студии Е. Б. Вахтангова. В Театре им. Вахтангова сыграл
Антония («Чудо святого Антония» Метерлинка)
и Калафа («Принцесса Турандот»
Гоцци). Ученик Вахтангова, З. воспринял от него
изящество и строгую
чёткость внешнего рисунка роли,
одухотворённость и внутреннюю
наполненность исполнения. Режиссёрским дебютом З. был спектакль
«Женитьба» Гоголя (1924). В 1924-31 З. - артист МХАТа; роли:
Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), граф
Альмавива («Безумный день, или
Женитьба Фигаро»
Бомарше) и др.
Одновременно до 1936 руководил основанной им в 1924
театральной студией (с 1927 Театр-студия под руководством З.), где поставил спектакли:
«Любовью не шутят»
Мюссе, «Вольпоне» Бен
Джонсона, «Ученик дьявола» Шоу, «Школа неплательщиков»- Вернея и др. В 1932-35 З. возглавлял Центральный
театр Красной Армии; в спектаклях «Мстислав Удалой»
Прута (1932), «Гибель эскадры» Корнейчука (1934) режиссёр передал
героический пафос Гражданской войны. З.,
творчески развивая
сценические традиции К. С. Станиславского и Е. Б. Вахтангова, стремится к стилистической
определённости формы спектакля, придаёт
большое значение раскрытию авторского замысла
силами актёрского ансамбля. В 1936-40 З. возглавлял
Театр им. Горького
(Ростов-на-Дону), где поставил спектакли
«Любовь Яровая» Тренева, «Укрощение строптивой» Шекспира и др. С 1940 З. - главный режиссёр Московского театра им. Моссовета. В спектакле «Машенька» Афиногенова (1941) З. проявил
присущие его таланту
тонкий психологизм, мягкий юмор,
мажорное восприятие действительности. Особенно ярко
комедийное дарование З. раскрылось в постановках пьес
Гольдони -
«Трактирщица» (1940) и «Забавный случай» (1943). В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 в искусстве З. преобладающее
звучание приобрели суровые героические
мотивы, они
особенно проявились в спектаклях «Нашествие»
Леонова (1943),
«Встреча в темноте»
Кнорре (1944) и «Бранденбургские ворота» Светлова (1946), посвященных героике военных лет.
Среди многочисленных постановок
произведения советских драматургов: «Дали неоглядные» Вирты (1957), «Битва в пути»
Николаевой и Радзинского (1959), «Совесть»
Павловой (1963, совместно с А. Л. Шансом), «Шторм» Билль-Белоцерковского (1967).
Интерпретация классической драматургии («Отелло» Шекспира, 1944, «Чайка» Чехова, 1945, «Госпожа министерша» Нушича, 1946, «Виндзорские насмешницы» Шекспира, 1957, «Леший» Чехова, 1960, и др.)
проникнута стремлением
выразить характерные особенности стиля и сценической формы,
свойственные драматургии,
связать классику с
современностью. Эти спектакли отличает тонкое и
живое ощущение современности, сочетание лиризма, психологической
достоверности образов с глубоким оптимизмом звучания.
Значительное место в
творчестве З. занимают спектакли
«Маскарад»
Лермонтова (1-я редакция - 1952, 2-я - 1964) и «Петербургские сновидения» (по роману Достоевского «Преступление и наказание», 1969),
исполненные трагедийного звучания и больших философских
обобщений. За спектакль
«Маскарад» З. удостоен
Ленинской премии (1965). С 1940 преподаёт в ГИТИСе (с 1947 профессор). Государственная
премия СССР (1946, 1951). Награжден 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Из опыта режиссёра, в кн.:
Работа режиссёра над советской пьесой, М. - Л., 1950; Об искусстве театра, М., 1965.
Лит.:
Образцова А., Театр им. Моссовета, [М.], 1959.
К. Л. Рудницкий.
Ю. А. Завадский.
Ю. А. Завадский в роли Калафа («Принцесса Турандот» К. Гоцци).
Сцена из спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в
постановке Ю. А. 3авадского. 1964.
Завадовский
Завадский
Заважживание