Дикс

Дикс в Энциклопедическом словаре:
Дикс - (Dix) Отто (1891-1969) - немецкий живописец и график. Влияниеэкспрессионизма и ''новой вещественности'' отразилось в полных негодования иужаса социально-критических и антимилитаристских произведениях (''Окоп'',1920-23; триптих ''Война'', 1929-32). Мастер обостренно-выразительногопортрета.

Значение слова Дикс по словарю Брокгауза и Ефрона:
Дикс (Джон Адамс Dix, 1798—1879) — американский генерал. Горячий аболиционист; вступил в северную армию и командовал корпусом. По окончании войны был назначен министром Соединенных Штатов в Париже (1866). С 1872 года был губернатором штата Нью-Йорк и во время своего правления энергично боролся со взяточничеством муниципалитета. Биография Д. написана его сыном (1883).

Определение слова «Дикс» по БСЭ:
Дикс (Dix)
Отто (2.12.1891, Унтермхауз, близ Геры, Тюрингия, - 25.7.1969, Зинген, Баден, ФРГ), немецкий живописец и график. Сын рабочего. Учился в дрезденской (1919-22) и дюссельдорфской (1922-25) AX, был членом ряда прогрессивных объединений, профессор дрезденской АХ (1927-33). В 1920-х гг. Д. был связан с Дадаизмом, Экспрессионизмом и
«новой вещественностью», отдал дань и анархистским нигилистическим настроениям. Преодолевая их, создал ряд остро правдивых социально-критических произведений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Д. чувства неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В произведениях Д. 1920-х гг. жестокая точность деталей и беспощадность граничащих с карикатурой характеристик соединяются с гротескной, страшной фантастикой и трагической изломанностью форм и образов, зачастую патологически уродливых. При фашизме Д. было запрещено преподавать и выставлять свои произведения; многие его работы были изъяты из музеев и частично уничтожены. В 1930-х гг. Д. широко использовал символику, сюжеты и приёмы немецкой и нидерландской живописи 15-16 вв., а во 2-й половине 1940-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работая в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антимилитаристские произведения Д., впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был
(«Окоп», 1920-23; цикл офортов «Война», 1924; триптих «Война», 1929-32, Картинная галерея, Дрезден; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Так же страстно Д. выразил свою ненависть к буржуазии, к фашизму, к уродствам капиталистического города, своё сострадание к обездоленным, солидарность с рабочим классом
(«Мать с ребёнком», 1921, Картинная галерея, Дрезден; триптих «Большой город», 1927-28, Государственная галерея, Штутгарт; антифашистские аллегории - «Семь смертных грехов», 1933, «Триумф смерти», 1934, «Се человек», 1949, и др.).
Д. был мастером портрета, обострённо выразительного, подчас резкого по характеристике (портрет Марианны Фогельзанг, 1931, Национальная галерея, Берлин). В ГДР Д. был избран член-корреспондентом Германской академии искусств (1956) и почётным членом Союза художников Германии (1966).
Лит.: Турчин В., Отто Дикс, «Иностранная литература», 1971, №6; Lцffler F., Otto Dix. Leben und Werk, Dresden, [I960].
З. С. Пышновская.
О. Дикс. Портрет родителей. 1921. Публичное художественное собрание. Базель.

Дикроцелиоз    Дикс    Диксиленд