Инь

Инь в Энциклопедическом словаре:
Инь - (или Шан) - древнекитайское государство в 14-11 вв. до н. э. Былозавоевано племенем чжоу.

Значение слова Инь по Религиозному словарю:
Инь - Одно из основных понятий древнекитайской натурфилософии. Одна из универсальных (наряду с Янь) космических полярных постоянно переходящих друг в друга сил. Символизирует некое пассивное начало, отождествляемое также с женским, холодным и т.п. Инь-Янь понимаются как полярные модальности единого субстанционального начала - Ци, а этапы их зрелости соотносятся с пятью стихиями, где дерево и огонь соответствуют Янь, металл и вода - Инь, а земля нейтральна. Учение о силах Инь-Янь систематизировано в приложениях к Книге перемен (И-цзин), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов. В неокофуцианстве Инь-Янь - проявление покоя или движения единой субстанции - тайцзи (Великого Предела).

Определение слова «Инь» по БСЭ:
Инь - или Шан, название первой достоверной эпохи истории китайского народа и раннего государства в Китае (16-11 вв. до н. э.). Последняя столица И. находилась близ современного Аньяна, у с. Сяотунь (провинция Хэнань). В хозяйственной жизни основную роль играли земледелие и скотоводство, существовали охота и рыболовство. Землю обрабатывали главным образом каменными и деревянными орудиями. Ремесленное производство достигло значительного развития, в частности изготовление бронзовых сосудов, оружия, некоторых орудий труда, предметов керамики.
В период И. появилась иероглифическая письменность - так называемые гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах. Данные археологических находок и эпиграфические памятники позволяют делать вывод о значительном имущественном расслоении, классовой дифференциации в иньском обществе. Угнетённые классы состояли из общинников - основных непосредственных производителей в земледелии - и рабов. Общинники (чжун, чжунжэнь) фактически находились на положении государственно-зависимых и, по-видимому, немногим отличались от рабов. Рабами были в основном военнопленные. К 14 в. до н. э. уже сложилось государство, во главе которого стоял ничем не ограниченный царь - Ван. Государство И. вело длительную борьбу с соседними племенами (туфан, мафан, цян и др.). В 11 в. до н. э. родственное племя чжоу, воспользовавшись обострением классовых противоречий и междоусобной борьбой в государстве И., уничтожило его.
Вопрос о характере общественного строя эпохи И. учёными ещё не решен. Большинство китайских учёных (Го Мо-жо, У Цзэ и др.) считает, что тогда уже существовал развитый рабовладельческий строй, а некоторые (Люй Чжэнь-юй, Фань Вэнь-лань и др.) даже утверждают, что к концу эпохи совершается переход к феодализму. Но есть учёные, которые считают иньское общество переходным от родового к классовому (Чжао Си-юань) или последней ступенью первобытного общества (Юй Син-у). Советские учёные также расходятся во мнениях. Одни считают иньское общество классовым - раннерабовладельческим (Л. И. Думан) или развитым рабовладельческим (Р. В. Итс), другие - разлагающимся первобытнообщинным, находившимся на стадии военной демократии (Т. В. Степугина) или складывающимся классовым обществом (М. В. Крюков, Л. С. Васильев).
Л. И. Думан.


Иныльчек   
Инь   
Инь Ян