Железнодорожная гигиена

Значение слова Железнодорожная гигиена по словарю Брокгауза и Ефрона:
Железнодорожная гигиена — Ж. гигиена имеет задачей: 1) устранение вредных для здоровья служащих моментов, лежащих в самой железнодорожной службе; 2) обеспечение здоровья и жизни пассажиров, как, например, соблюдение надлежащей чистоты воздуха в вагонах, их дезинфекция, и 3) изыскивает меры воспрепятствовать развитию различных эпидемий, распространяющихся путем человеческих сношений, и эпизоотий, распространяемых больными животными. Из всего железнодорожного персонала, служащих в более неблагоприятных санитарных условиях, находится поездная прислуга и особенно паровозная. Многие врачи (Дюшень, Мартине, Тресси, Эйленберг, Риглер, Бретман, Девиллье и др.) указывают, что машинисты и кочегары переутомляются после 10 лет службы, делаются больными после 15 и к 20 годам в большинстве случаев делаются неспособными к ней. Несмотря на быстрое движение поезда, в закрытой с 3-х сторон будке обмен воздуха происходит очень слабо, так как рассекаемый воздух вновь сливается позади паровоза, а потому не может оказывать всасывающего действия на воздух, находящийся в будке; машина же выделяет в течение часа более 300000 куб. футов вредных для дыхания газов. Вдыхания угольной пыли и разных вредных газообразных продуктов; постоянные толчки и сотрясения локомотива; нередкое переутомление и не полный отдых в тесной, недостаточно вентилируемой дежурной комнате; наконец, постоянное напряжение всех органов чувств, волнения ввиду возможных несчастий — все эти условия вызывают различные страдания (например, ревматизм, ушные и глазные страдания, профессиональный невроз [Railway spine], зависящий, вероятно, от поражения спинного мозга). Точно так же высокой заболеваемостью и смертностью отличаются кондукторы, для которых особенно вредна ночная служба с постоянными переходами из вагона в вагон. Помимо высокой заболеваемости, поездной персонал подвергается наибольшей опасности при различных железнодорожных несчастиях. В видах почти полной невозможности устранить неблагоприятные влияния службы, гигиенисты требуют, чтобы служебный персонал не доводился до переутомления продолжительностью служебных часов. Гораздо легче удовлетворяются гигиенические меры относительно пассажиров, сводящиеся к наилучшей вентиляции вагонов, наилучшему отоплению (всего гигиеничнее — водяное) и освещению и, самое главное, к дезинфекции их после перевозки заразительных больных. Наконец, государство заинтересовано, чтобы правильный врачебный осмотр поступающих и состоящих на службе предотвращал прием лиц, страдающих болезнями или такими недостатками, которые угрожают безопасности движения. Из таких болезней на первом месте стоит цветовая слепотадальтонизм. Г. М. Г.

Железнов, Иосаф Игнатьевич    Железнодорожная гигиена    Железнодорожная Неделя