Леонидов

Леонидов в Энциклопедическом словаре:
Леонидов - Иван Ильич (1902-59) - российский архитектор. Представительконструктивизма, разрабатывал формы, отвечающие социальным задачамархитектуры (неосуществленные проекты Института библиотековедения им.Ленина, 1927, дома Центросоюза, 1928, - в Москве; поселка нового типа приМагнитогорском горно-металлургическом комбинате, 1930).


Леонид Миронович (1873-1941) - российский актер, педагог,народный артист СССР (1936), доктор искусствоведения (1939). На сцене с1896. С 1903 в Московском Художественном театре (МХТ). Среди ролей:Дмитрий Карамазов (''Братья Карамазовы'' по Ф. М. Достоевскому), Плюшкин(''Мертвые души'' по Н. В. Гоголю). Снимался в фильмах: ''Крылья холопа'',''Гобсек'' и др. Профессор Государственного института театрального искусства(с 1939).

Значение слова Леонидов по словарю Брокгауза и Ефрона:
Леонидов (Леонид Львович, 1821-1889) — талантливый артист, учился в спб. театральном училище, дебютировал на александринской сцене в небольших водевилях, в 1843 г. переведен в Москву, в 1854 г. вернулся в СПб., где занял амплуа своего учителя, В. А. Каратыгина. При господстве на сцене классической драмы Л. занимал видное место; с водворением на сцене бытовой комедии он отодвинулся на задний план. Театральные воспоминания Л. см. в "Русской Старине" 1888 г., № 4, и статью о нем П. Каратыгина, там же.

Определение слова «Леонидов» по БСЭ:
Леонидов - Иван Ильич [9(22).1.1902, хутор Власиха села Бабино, ныне Калининской области, - 6.11.1959, Москва], советский архитектор. Окончил московский Вхутеин (1927), где учился у А. А. Веснина. Преподавал там же (1928-30). Один из руководителей ОСА. Л. внёс большой вклад в архитектуру Конструктивизма поисками форм, связанных с социальным переосмыслением задач архитектуры. В проектах Л. 1927-34 проявились новое понимание принципов застройки современного города (максимальное использование природных условий, строгое отделение производственной зоны от жилой, свободная планировка, застройка городов малоэтажными домами облегчённой конструкции и многоэтажными башенными домами), стремление выявить художественные возможности предельно лаконичной формы здания (простые геометрические объёмы) и использовать новейшие конструкции (Институт библиотековедения им. В. И. Ленина, 1927, дом Центросоюза, 1928, Дом промышленности, 1929-30, - все в Москве; памятник X. Колумбу в Санто-Доминго, 1929; проект расселения при Магнитогорском комбинате, 1930). Разработал ряд проектов культурно-просветительных учреждений (клуб нового типа, 1928; Дворец культуры, 1930). Среди осуществленных работ Л. - комплекс парковых террас с лестницей (1937-38) в санатории им. Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске.
Лит.: Александров П. А., Хан-Магомедов С. О., Иван Леонидов, М., 1971.
С. О. Хан-Магомедов.
И. И. Леонидов. Проект расселения при Магнитогорском комбинате. 1930.


Леонидов - Леонидов (настоящая фамилия - Вольфензон)
Леонид Миронович [22.5(3.6).1873, Одесса, - 6.8.1941, Москва], русский советский актёр, режиссёр и педагог, народный артист СССР (1936), доктор искусствоведения (1939). Учился в Московском императорском театральном училище (1895-96). Работал в театре Соловцова, в московском театре бывшего Корша. В 1903 приглашен в МХТ (дебютировал в роли Васьки Пепла - «На дне» Горького).
Многие из созданных им на сцене МХАТа образов принадлежат к высшим достижениям русской актёрской школы, являются ярким примером творческого претворения системы Станиславского, пропагандистом которой Л. был. В комедийных ролях (Боркин - «Иванов» Чехова, Скалозуб - «Горе от ума» Грибоедова и др.),
которые он исполнял, смешное часто оборачивалось уродливым и страшным, а резкость характеристик достигала предельной остроты. Наибольшее выражение эта линия получила в образе Плюшкина
(«Мёртвые души» по Гоголю). Играя драматические роли, философски углубляя их, Л. часто поднимался до трагедийных высот. Крупнейшими работами этого плана были: Пер Гюнт («Пер Гюнт» Ибсена), Пугачев («Пугачёвщина» Тренёва), Егор Булычев
(«Егор Булычов и другие» Горького), профессор Бородин («Страх» Афиногенова). Вершиной творчества Л. стала роль Дмитрия Карамазова («Братья Карамазовы» по Достоевскому, 1910). В 1930 Л. сыграл роль Отелло («Отелло» Шекспира).
В послереволюционные годы искусство Л. обрело особую глубину и определённость в анализе социальных явлений. Тема бескомпромиссной критики старого мира занимала важное место и в его режиссёрской практике: «Земля» Вирты (1937),
«Достигаев и другие» Горького (1938). Снимался в кино: Иван Грозный («Крылья холопа», 1926), Гобсек («Гобсек», 1937) и др. С 1935 вёл педагогическую работу в ГИТИСе (декан, в 1939-41 художественный руководитель). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Воспоминания, статьи, беседы, записные книжки, [под ред. В. Я. Виленкина], М., 1960.
Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М. - Л., 1939.
Е. Д. Сурков.
Л. М. Леонидов в роли Плюшкина («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю).

Л. М. Леонидов в роли Дмитрия Карамазова («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому).

Л. М. Леонидов.

Леонидзе    Леонидов    Леонилла