Рапсодия

Значение слова Рапсодия по Ефремовой:
Рапсодия - 1. Малая эпическая песня, исполняемая древнегреческим рапсодом под аккомпанемент струнного инструмента; песня рапсода. // Любое народное эпическое произведение.
2. Виртуозное инструментальное произведение, чаще всего свободной формы, использующее напевы народных песен и танцев.

Значение слова Рапсодия по Ожегову:
Рапсодия - Музыкальное произведение на темы народных песен, эпических сказаний

Рапсодия в Энциклопедическом словаре:
Рапсодия - (греч. rhapsodia) - музыкальное произведение (инструментальное),как бы воссоздающее исполнение рапсода. Рапсодию отличают свобода формы(разноплановые эпизоды), использование народно-песенных тем, эпическийхарактер (фортепианные рапсодии Ф. Листа).

Значение слова Рапсодия по словарю Ушакова:
РАПСОДИЯ
рапсодии, ж. 1. У древних греков - отрывок из эпического произведения, исполняемый рапсодом (истор.). 2. Большое музыкальное сочинение для инструмента или оркестра, состоящее из нескольких разнородных частей, преимущ. на темы народных песен, сказаний (введено композитором Листом; муз.). Венгерские рапсодии Листа. "Славянская рапсодия" Дворжака. Уверяю вас! даже листовскую рапсодию исполнял! Чехов.

Значение слова Рапсодия по словарю Даля:
Рапсодия
греч. бессвязный стихотворный отрывок.

Значение слова Рапсодия по словарю Брокгауза и Ефрона:
Рапсодия — род музыкальной фантазии, не связанной определенной формой. Р. пишется преимущественно в национальном духе, как бы в подражание народным греческим Р. Наибольшую известность получили венгерские Р. для фортепиано Листа. В последнее время писались Р. для оркестра норвежскими композиторами, а также французом Лало. Н. С.

Определение слова «Рапсодия» по БСЭ:
Рапсодия (от греч. rhapsodнa - пение или декламация нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода (См. Рапсоды))
вокальное или инструментальное произведение, которое как бы воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода, а также певца-сказителя национального эпоса др. стран. Для Р. характерны свобода формы, слагающейся из сменяющих друг друга разнохарактерных, порой остро контрастных эпизодов, использование народно-песенных тем, эпический дух. Особую популярность приобрели фортепианные Р., созданные Ф. Листом [15
«Венгерских рапсодий» (1846-85), «Испанская рапсодия», 1863]. В этих Р. использованы подлинные народные темы (венгерских цыган и испанские). Несколько фортепианных Р. написал И. Брамс (опусы 79 и 119). Создавались также Р. для оркестра
(«Славянские рапсодии» Дворжака, «Испанская рапсодия» Равеля), для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки и оркестра- «Норвежская рапсодия» Дало, для фортепиано с оркестром - «Украинская рапсодия» Ляпунова, «Рапсодия в блюзовых тонах» Гершвина, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова)
и для др. составов. Р. писали и советские композиторы («Албанская рапсодия» Караева для оркестра).
Лит.: Мейен Е., Рапсодия, М., 1960; Salmen W., Geschichte der Rhapsodic, Z. - Freiburg in Breisgau, 1966.

Рапсодический    Рапсодия    Рапсоды