Арианство

Арианство в Энциклопедическом словаре:
Арианство - течение в христианстве в 4-6 вв. Его зачинатель - священникАрий (ум. в 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основныхдогматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца иБога-сына (Христа); по учению Ария, Христос как творение Бога-отца -существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь церковнымисоборами 325, 381.

Значение слова Арианство по Религиозному словарю:
Арианство - Раннехристианская ересь, возникшая в начале IV века и названная по имени основателя - александрийского пресвитера Ария. В своем учении Арий заострил древнюю христианскую традицию субординационизма. Согласно Арию, второе лицо Троицы - Христос - хотя и совершеннейшее творение божье, но все-таки тварь, и как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он Сын божий не по существу, а по благодати. Арий был осужден I Никейским вселенским собором и умер в изгнании. Арианство распалось на несколько направлений, которые начали активно сопротивляться христианской ортодоксии. Благодаря политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II Константинопольском вселенском соборе. Несмотря на свое поражение, арианство до VI - VII века было популярно среди ""варварских народов"": готов, вандалов, лангобардов.

Определение слова «Арианство» по БСЭ:
Арианство - течение в христианстве в 4-6 вв. Возникло в Поздней Римской империи, получило название по имени его зачинателя - александрийского священника Ария (греч. Бreios, ум. в 336). Ариане не принимали основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому бог-сын единосущен богу-отцу (ярыми защитниками этого догмата выступали архиепископ александрийский Александр и его преемник Афанасий). По учению Ария, сын божий Логос (Христос) - творение бога, следовательно, не единосущен ему, т. е. в сравнении с богом-отцом является существом низшего порядка. По-видимому, А. было связано с городом, с полисной интеллигенцией и ремесленниками.
Попытка А. рационалистически истолковать природу божества противоречила тенденции официальной христианской церкви, стремившейся к усилению мистических элементов христианской догмы. В условиях превращения христианской церкви в господствующую А., нарушавшее единообразие церковного учения, становилось опасным для империи: религиозно-философского споры грозили перерасти в политические. В 325 на Никейском соборе А. было осуждено как ересь. Однако вскоре император Константин (ум. в 337) поддержал ариан: А. было признано официально. С распространением его с середины 4 в. среди германских племён (в первую очередь среди готов) в конфликтах с арианами стала выражаться рознь между коренным населением империи и готами, из которых комплектовались дружины, состоявшие на службе императора. А. вновь было осуждено на Константинопольском соборе 381; сохранялось после этого лишь в варварских государствах Зап. Европы и Сев. Африки.
Л. П. Каждан.

Ариана    Арианство    Арибалл